На Всемирной парижской выставке 1900 года посетителей поразили виды Самарканда, выполненные художником Константином Коровиным.
Российская империя была представлена несколькими павильонами, в том числе среднеазиатским. Именно он и вызывал восторг.
Например, здесь демонстрировалась модель Закаспийской железной дороги от Каспия до Самарканда. Это была знаменитая панорама известного путешественника и художника П.Я. Пясецкого. Ее просмотр требовал не менее трех часов. Посетителей сначала оглушали цифрами, затем позволяли «проехать в режиме реально-текущего времени» по
железной дороге из конца в конец.
Главной же целью «азиатского отдела» была демонстрация «русского культурного движения» в Азии.
Павильон было поручено создать и декорировать знаменитому Константину Коровину, не понаслышке знакомому с Туркестанским краем. По мнению французской критики, ему блестяще удалось «задействовать все свои ресурсы, чтобы представить зрителю то, что он сам пережил в Самарканде: палящее солнце, которое изменяет цвет облицовки и неба, красноватая пыль, сизые стаи голубей».
Известно, что в 1898 году Константин Коровин жил в Самарканде, где им было создано 160 этюдов. По утверждению одного из критиков, «на местах писались и сами панно». Важно и то, что все эскизы впоследствии получили свое законченное художественное оформление: особо были отмечены два этюда Коровина – «Киргизы» и красивый своей нежной солнечной гаммой «Шир-Дор. Самарканд».
Журнал «Искусство и художественная промышленность», следивший за подготовкой к выставке и работой К.Коровина, писал, что просмотр этих картин «доставляет большое удовольствие, давая знакомство как с местными типами, так с характерным освещением той далекой стороны». Сам художник был полностью поглощен проектом, что отразилось в его переписке с Саввой Мамонтовым. П.М.Третьяков, посещавший в том же году мастерскую К.Коровина, отметил «удивительную легкость, воздушность, чуть обесцвеченную солнцем».
Художник с радостью писал о такой высокой оценке трудного во всех отношениях проекта: «Сегодня у меня был Павел Михайлович Третьяков. Смотрел мои работы и говорил, что я сделал все, что нужно, чтобы сделать работы к выставке интересными с декоративной стороны».
Результатом двухлетнего непрерывного труда стали 5 монументальных масляных картин «громадного размера»: «Биржа у главной мечети Самарканда», «Торг лошадьми у Биби-Ханым», «Самаркандская улица» (музыканты в чайхане), «Орошение рисовых полей на Зеравшане» и «Дорога в степи с идущим караваном верблюдов».
Сюжетно была представлена разнообразная жизнь Туркестана и Самарканда. Памятники выделены и сами по себе, и как исторический фон. Константин Коровин выступил на выставке и как архитектор павильона, и как художник. По его рисункам готовилась майолика, заказывалась резьба по дереву. Опыт декоративной живописи и оформление этого павильона способствовали его грандиозному успеху в Париже. Внимание художника к деталям, умение делать их выпуклыми и значительными, создали яркий синтез декоративных панно и замечательного художественного полотна.
И хотя панно, украшавших павильон Средней Азии, было немного, но все они имели поистине грандиозные размеры и порой занимали всю стену целиком. Многолюдный конский базар в Самарканде у мечети Биби-Ханым, шумный базар, все это залитое горячим южным солнцем, заставляло зрителей живо почувствовать своеобразие Средней Азии. Формат этих панно имитировал килевидные порталы самаркандских мечетей, а рамами для них служил типичный для искусства Средней Азии узорчатый орнамент.
Работа К.Коровина была высоко оценена: по завершении выставки ему вручили две золотые и девять серебряных медалей. Более того, в начале 1901 года художник получил от генерального комиссара русского отдела на Всемирной выставке диплом на «пожалованный правительством Французской республики орден Почетного легиона».
Рубен НАЗАРЬЯН