Мухтар Ашрафи навеки вошел в историю узбекской музыки как первый автор национальной оперы. Сегодня его имя носит государственная Ташкентская консерватория, чьим первым ректором он и был. Будущий композитор в 1912 году. Его отец Ашрафжон был известен виртуозной игрой на дутаре.
Мухтар Ашрафи навеки вошел в историю узбекской музыки как первый автор национальной оперы. Сегодня его имя носит государственная Ташкентская консерватория, чьим первым ректором он и был.
Будущий композитор в 1912 году. Его отец Ашрафжон был известен виртуозной игрой на дутаре. Он и привил мальчику любовь к музыке и одобрил его желание учиться в Бухарском музыкальном техникуме. После в 22 года отправился на учебу в Московскую, а затем и в Ленинградскую консерватории.
-Его перу принадлежат свыше семидесяти произведений различных жанров, – рассказал сын Мухтара Ашрафи, ныне директор Дома-музея композитора Фируз Ашрафи. – Это первый национальный фильм-опера «Дилором», созданный по мотивам поэмы А. Навои «Семь планет», где он широко использовал интонации и ритмы не только узбекской, но и индийской, иранской, арабской музыки. А в балете «Амулет любви» композитор соединил индийские и узбекские мелодии и ритмы.
Кстати, этот балет получил высокую оценку и был удостоен Государственной премии и международной премии имени Неру.
Для музыкальной культуры узбекского народа М.Ашрафи стал первопроходцем в мире классической, симфонической музыки, и его первые крупные оркестровые симфонические произведения заставили говорить о нём как о ведущем композиторе советского Востока.
Самый плодотворный период биографии композитора пришёлся на середину и вторую половину пятидесятых годов, когда он активно работал в главных классических жанрах, создавая симфонии, сюиты, увертюры, симфонические поэмы, оперы и балеты. Кстати, именно симфония принесла Ашрафи Сталинскую премию.
Случилось это в тяжёлом для страны 1943 году и Ашрафи передал все пятьдесят тысяч рублей в Фонд обороны на создание авиаэскадрильи и танковой колонны «Лауреат Сталинской премии».
Сопровождался этот патриотический поступок следующей телеграммой:
«Москва, Кремль, товарищу Сталину.Дорогой Иосиф Виссарионович!
Я глубоко взволнован присуждением мне Сталинской премии за мой скромный труд — создание первой узбекской героической симфонии. От всей души благодарю Вас, дорогой Иосиф Виссарионович. Звание лауреата Сталинской премии ещё более вдохновляет меня на создание новых произведений и поднятие музыкальной культуры узбекского народа.
Все свои силы и способности и свою жизнь я с радостью отдаю своей Родине, народу, великому Сталину. Для быстрейшего разгрома фашистских варваров я передаю присуждённую мне Сталинскую премию в сумме 50 000 рублей в фонд постройки авиаэскадрильи и танковой колонны под названием «Лауреат Сталинской премии».Лауреат Сталинской премии, народный артист Узбекской ССР, орденоносец Мухтар АШРАФИ».
Ответ был гораздо более краток:
«Ташкент. Лауреату Сталинской премии, народному артисту Узбекской ССР, орденоносцу МУХТАРУ АШРАФИ. Примите мой привет и благодарность Красной Армии, товарищ Ашрафи, за вашу заботу о вооружённых силах Советского Союза. И. СТАЛИН».
Он никогда не шёл на компромиссы. Старожилы театра рассказывают, что при строительстве театра им. А.Навои он доказал академику Щусеву, ( а не пленным японцам, которые как сейчас утверждают возвели этот архитектурный шедевр) что для нормальной работы оркестра необходимо увеличить размеры оркестровой ямы, убрав два ряда кресел из партера.
В беседе с учениками и своими детьми он частенько повторял, что, «…окончив скромную бухарскую школу с религиозным уклоном, сумел в совершенстве овладеть десятью языками (кстати, одиннадцатый – английский – он выучил, работая главным дирижёром национального оркестра в Каире).
В наши дни в репертуар ГАБТа им. А.Навои включены спектакли М. Ашрафи. Кроме того, ежегодно в день рождения композитора в ГАБТе им. А.Навои идёт один из его спектаклей, в том числе и «Амулет любви», возобновлённый при участии прославленной балерины Г.Измайловой и главного дирижёра, Народной артистки республики Д.Абдурахмановой.
О жизни и творчестве композитора рассказывает дом-музей на массиве Ц-1. В первом зале — материалы, охватывающие период от начала жизненного пути до 1945 года. Здесь собраны нотные рукописи, фотографии и диорама сцены из четвёртого действия оперы. Премьера её состоялась 11 июня 1939 года — это день рождения узбекской оперы.
В этом зале также представлены материалы о творческой деятельности композитора и дирижёра в годы Второй мировой войны — ноты его двух симфоний героической направленности, снимки музыкальных спектаклей военных лет, а также первый фрак и дирижёрские палочки Ашрафи.
Экспонаты второго зала музея охватывают деятельность композитора во второй половине сороковых и в пятидесятые годы — учёба экстерном в Ленинградской консерватории по специальности «симфоническое дирижирование», гастроли в качестве симфонического дирижёра по городам Прибалтики, Кавказа, Украины, республик Средней Азии, его творческие контакты с выдающимися композиторами современности — Дмитрием Шостаковичем, Арамом Хачатуряном и другими.
Третий зал повествует о таких выдающихся творениях композитора, как оперы «Дилором» (1958), созданная на сюжет поэмы Алишера Навои «Семь планет», и «Сердце поэта» (1962), воссоздающая судьбу выдающегося узбекского поэта Фурката, а также поэма-рапсодия «Тимур Малик» и балет «Амулет любви», вобравший в себя индийское музыкальное искусство.
Четвёртый зал посвящён последним крупным сочинениям Ашрафи — балету «Тимур Малик» и оратории «Сказание о Рустаме», пятый зал — его педагогической и общественной деятельности.
В подвальном помещении расположен музыкальный салон, в котором проходят камерные концерты, прослушивания новых сочинений, выставки. Первых посетителей музей принял 11 июня 1982 года — в день семидесятилетия композитора.
Источник «Новости Узбекистана»