История Кима Филби — величайшая шпионская история, тайны которой до сих пор не раскрыты, рассказал в интервью Le Nouvel Observateur британский эксперт по России и Ближнему Востоку, писатель Роберт Литтелл, автор романа о Филби.
История Кима Филби — величайшая шпионская история, тайны которой до сих пор не раскрыты, рассказал в интервью Le Nouvel Observateur британский эксперт по России и Ближнему Востоку, писатель Роберт Литтелл, автор романа о Филби.
«Мы не знаем правду о Филби», — подчеркнул писатель, в чьем романе Филби предстает тройным агентом, одновременно работавшим на Великобританию, СССР и США. По мнению Литтелла, «он остается самым поразительным шпионом XX века», «абсолютным шпионом сталинской эры».
«В КГБ была группа людей, сомневавшихся в том, что Филби действительно шпионил на Советский Союз, и считавших его «кротом» британских спецслужб.
Многие в Москве так думали, но не Сталин. Поразительно, но эти сомнения сохранялись в Москве, в сердце Лубянки на протяжении всей карьеры Филби», — отметил Литтелл.
После «странной войны» он прибыл в Лондон, где был направлен в Секретную разведслужбу (SIS — Secret Intelligence Service), а в 1944 году назначен главой подразделения, которому было поручено бороться с СССР.
После казни агентов, завербовавших Филби, на Лубянке образовался вакуум, новые офицеры КГБ ничего не знали о Филби и не понимали, какие поручения ему давать, поэтому не доверяли ему. Когда в 1963 году Филби тайно перебрался в Москву на грузовом корабле из Бейрута, Юрий Андропов признался, что никогда не верил в существование Филби.
И хотя на публике генсек КПСС принимал британского шпиона со всеми почестями, Филби так и не был повышен в звании, жил под круглосуточной охраной и не допускался на Лубянку.
В беседе с корреспондентами издания Литтелл вновь высказал мнение, что «с распадом Советского Союза мы осознали, что выиграли, но не поняли, что потеряли».
«Мы потеряли идеологический и геополитический противовес, которым СССР был для крупных капиталистических стран, в первую очередь — США.
Почему появилось социальное страхование в США эпохи Рузвельта, когда капиталистам было наплевать на рабочих? Из-за угрозы коммунизма, которая вынудила американцев сделать капиталистическую систему более гуманной», — отметил он.
Говоря о современной России, Литтелл отметил, что сегодня страна «освободилась от коммунизма», а россияне «избавились от большевистского представления о пирамиде, где в основании был народ, а на вершине — один человек».
«Культ незаменимого и богоизбранного вождя существует до сих пор, хотя сегодня раздается множество голосов несогласных.
Вопреки Путину, бывшему агенту КГБ, все может измениться, надеюсь, без хаоса.
Страна, имеющая такую литературу и столько художников, не могла бы породить их без великого народа.
Всегда находился человек, способный сказать правду. Даже Сталину. Как Осип Мандельштам в своей антисталинской поэме, остающейся образцом мужества для интеллектуалов всего мира», — подчеркнул Литтелл.
Жиль Анкетиль и Франсуа Армане, Le Nouvel Observateur, InoPressa