28 января свое двадцатилетие отметит Национальная авиакомпания (НАК) «Узбекистон хаво йуллари», созданная на базе Республиканского управления гражданской авиации и других подразделений советского Аэрофлота в республике.
28 января свое двадцатилетие отметит Национальная авиакомпания (НАК) «Узбекистон хаво йуллари», созданная на базе Республиканского управления гражданской авиации и других подразделений советского Аэрофлота в республике.
Примечательно, что в истории гражданской авиации Узбекистана, которая берет отсчет с 1924 года, был десяток женщин — пилотов. Их традицию достойно продолжает в НАК Гольнур Усмановна Белик (в девичестве Рашитова), чей общий налёт в небе приблизился к 10 тысячам часов.
Это, между прочим, превышает календарный год. Столько она налетала на самых разных самолетах, а последние три года в кресле второго пилота аэробуса А-310.
Любовь к небу появилась у нее еще в школьные годы, когда мастерила простенькие планеры из картона и бумажные воздушные змеи в авиакружке. Романтика неба привела Гулю (так ее зовут коллеги и близкие) в Ташкентский аэроклуб, где освоила азы пилотирования, занялась авиаспортом. На легкокрылых Як-18 она налетала свои первые 240 часов, которые засчитались ей при выборе профессии.
В середине 70-х годов минувшего столетия стать женщине профессиональным пилотом было, ой, как не просто! Мужчины- чиновники долго не давали ей дороги. Нужны были веские доводы.
Ярким примером служила судьба легендарной по тем и нынешним временам здравствующей Марины Попович, ставшей не просто пилотом, а заслуженным летчиком- испытателем в сфере военной и гражданской авиации, рекордсменкой и удостоенной званий полковника ВВС и Героя.
В те годы еще мало кто знал, что с 1929 года существует Международная ассоциация женщин-пилотов, названная просто «Девяносто девять» — по числу ее первых членов, а в 1930 году первым президентом новой организации со штаб-квартирой в Оклахома-Сити (штат Оклахома, США) была избрана знаменитая американская летчица, мировая рекордсменка по дальним перелетам Амелия Эрхарт, ставшая также известной журналистской, писательницей, оратором — популяризатором авиации, героиней ряда документальных и художественных фильмов (вспомните, сериал « Ночь в музее»).
Гуле помогло, что 1975 год, по решению Генассамблеи ООН, был объявлен Международным годом женщин. Это стало веским аргументом. Плюс ходатайство совета ветеранов войны и труда из числа женщин.
Словом, Гольнур Усмановна получила заветную путевку на специальный женский курс, куда набрали 30 человек в Кременчугском авиаучилище гражданской авиации на Украине.
Гольнур Рашитова после учебы оказалась в Нукусском объединенном авиаотряде, где на трудяге Ан-2 она налетала две тысячи часов, выполняя сельхозработы по обработке полей, рейсы с медиками, геологами, нефтяниками, газовиками, учеными, синоптиками, строителями трубопроводов. Но тянуло в большую авиацию.
Сначала Гуля переучилась на Як-40, затем и на Ту-154. Вышла замуж за вертолетчика Владимира Белика, который долгое время летал в Сергели на Ми-8. Растет дочка Татьяна, готовится скоро стать дипломированным экономистом.
Ну, а Гольнур Усмановна в своей профессии пошла дальше, сев в 2009 году вновь за парту и выучилась в Сеуле водить А-310. Сейчас Гольнур Белик совершает регулярные рейсы в города России и Украины, Индии и ОАЭ, Западной Европы. Активно участвует в деятельности московского клуба «Авиатрисса», который объединяет женщин-пилотов, живущих в странах СНГ и Балтии. От Узбекистана она — единственная.
На снимке: Гольнур Белик.
Фото автора.