Вчера в Москве на 78-ом году жизни скончался знаменитый драматург, сценарист и кинорежиссер Валентин Черных. Он был родом из Пскова. Легких путей он в жизни не выбирал. Служил в Приморье механиком в истребительном полку, после армии остался на Камчатке, на Чукотке, три года.
Вчера в Москве на 78-ом году жизни скончался знаменитый драматург, сценарист и кинорежиссер Валентин Черных. Он был родом из Пскова. Легких путей он в жизни не выбирал. Служил в Приморье механиком в истребительном полку, после армии остался на Камчатке, на Чукотке, три года провел на Колыме.
В 1958 году работал в газете «Магаданский комсомолец». Из Магадана переехал в Москву. Тут он окончил фабрично заводское училище (ФЗУ), работал сборщиком на судостроительном заводе. Был литсотрудником в различных газетах.
В 1967 году Черных окончил сценарный факультет ВГИК, а в 1968 году — курсы режиссеров телевидения. Валентин Черных написал более 30 сценариев, новелл, романов. Самый известный фильм, поставленный по его сценарию, — «Москва слезам не верит», который «Оскара».
В 1975 году Черных, совместно с режиссером Евгением Матвеевым и писателем Петром Проскуриным, создал сценарий к фильму «Любовь земная». Вместе с Евгением Матвеевым он также был автором фильма «Любить по-русски» (1995).
Среди других работ — сценарии фильмов «С весельем и отвагой» (1974), «Вкус хлеба» (1979, Государственная премия СССР за 1980 год), «Культпоход в театр» (1983), «Выйти замуж за капитана» (1985), «Свои» (2004), «Дети Арбата» (2004), «Брежнев» (2005) и др. С 1981 года — педагог ВГИКа, профессор, руководитель сценарной мастерской.
В 1987 годуна киностудии «Мосфильм» создал студию «Слово». Заслуженный деятель искусств РСФСР (1980), член Союза кинематографистов РФ, Союза писателей России, Союза журналистов России.
Лауреат Государственной премии СССР (1980). За лучший сценарий фильма «Свои» награжден премией «Золотой овен» (2004), премией «Золотой орел» (2004), премией «Ника» (2004), призом за драматургию имени Валерия Фрида фестиваля «Сталкер» (2004); в 2005 году получил премию ТЭФИ за лучший сценарий телевизионного художественного фильма/сериала за фильм «Брежнев». Кавалер ордена Трудового Красного Знамени.
Режиссер Владимир Меньшов, снявший фильм «Москва слезам не верит» по сценарию Валентина Черныха, вспоминает: «Мы с Валей встретились на картине «Человек на своем месте», которая снималась в 1972 году на киностудии «Мосфильм». Сценарий был написан Черныхом, я там играл главную роль. Это картина Алексея Сахарова. Легенда гласила, что этот сценарий пришел на «Мосфильм» самотеком, по почте, в главную редакцию.
И кто-то его прочел и сказал: «Слушайте, хороший сценарий, давайте попробуем». Случилось чудо: из самотека был вырван один сценарий, который оказался осуществлен. Сахаров им заинтересовался. Был большой интерес «Мосфильма», потому что это была сельскохозяйственная тема.
За нее в то время никто не хотел браться, потому что никто не хотел рассказывать про производство и сельское хозяйство, все хотели снимать картины про творческие муки интеллигенции. Но случилось так, что этот фильм получился, заинтересовал зрителя. Я получил приз за лучшую мужскую роль на кинофестивале в Алма-Ате в 1973-м. Судьба сложилась и у Черныха, и у меня», — рассказал РИА Новости режиссер.
Позже Меньшов работал с Черныхом на картине Юлия Карасика «Собственное мнение». «Это тоже была очень острая для того времени тема — о новых производственных отношениях, которые еще не были отражены в кинематографе.
Случилась вторая картина, где я опять сыграл главную роль. И, вроде как, было достаточно органичным обращение ко мне Черныха — уже как к режиссеру, потому что я снял к тому времени картину «Розыгрыш». И он предложил мне историю «Москва слезам не верит», — отметил Меньшов.
По его словам, сценарий Черных предлагал не только Меньшову, но и другим режиссерам. «Но я был одним из немногих, может быть, единственным, кто сказал, что это интересно и можно попробовать. Конечно, не все мне нравилось в сценарии. Было дописано большое количество сцен, многие переделывались, из односерийной картина стала двухсерийной. Но я никогда не забуду, что первый вариант — это вариант Валентина Черныха.
Это я благодарно помню. Это он придумал этих людей, эти отношения, эту завязку, эту развязку! Дальше я действительно много вмешивался, и это было предметом наших сложных взаимоотношений, но я никогда от этого не откажусь: без Валентина Черныха мне не было бы над чем работать, не было бы этой истории», — подчеркнул Меньшов.
После работы над фильмом «Москва слезам не верит» режиссер периодически встречался с Черныхом на киностудии «Мосфильм», и они даже строили планы на будущее.
«Он всегда был любопытен, нов, нетрадиционен. К нам обращались с предложением сделать вторую часть «Москва слезам не верит». Я отказывался, но Валя говорил, что можно что-то придумать, какие-то варианты мне предлагал. Он был замечательный придумщик, у него всегда были оригинальные идеи. Он был очень важным в нашем кинематографе человеком», — заключил режиссер.