В TikTok пришла эпоха тотального Достоевского. Вы не ослышались.
В канал BookTok попало издание Penguin Classics «Белые ночи» Достоевского. И поколение TikTok накрыло Санкт-Петербургом, белыми ночами и той самой невиданной русской тоской по добру.
В 2024 году «Белые ночи» Достоевского стали четвёртым по продажам произведением зарубежной литературы в Великобритании.
«Знаменитая повесть русского писателя XIX века стала феноменом», — говорит Фрэнсис Клевердон, генеральный менеджер книжного магазина Hatchards Picadilly в Лондоне.
Пользователи социальных сетей со всего мира ошеломлены прекрасной историей любви, которую рассказывает Достоевский, и переживают за героев.
«Каждый хочет влюбиться по уши. Затем они читают „Белые ночи“ Достоевского», — говорится в одном вирусном твите.
Так почему же ранее малоизвестная среди широкой зарубежной публики русская повесть, написанная более 150 лет назад, внезапно привлекла внимание читателей?
Не будем приписывать молодым людям излишнюю романтичность — прежде всего, в повести всего 80 страниц. Хотя для читателя TikTok это подвиг — одолеть 80 страниц печатного текста, но всё же это не «Война и мир».
Эти 80 страниц — доступный вход в бесконечный мир Достоевского, Толстого, Чехова и, может быть, даже Горького. Или, как говорит The Guardian, «лёгкое первое погружение в несколько пугающий бассейн классической русской литературы».
Многие юные читатели начинают читать «Белые ночи» как любовный роман, потом понимают, что это всё же повесть о бесконечном одиночестве, и с ними случается культурный шок.
В их пластиковом мире это должны быть две разные повести. И это заставляет их переживать и размышлять. Настенька Достоевского становится их новой виртуальной подругой, а рассказчик — это они сами.
В общем-то, такие же одинокие в миллионной толпе соцсетей, как автор на улицах пустого Санкт-Петербурга, который накрыли белые ночи.
Удивительны судьбы русской литературы. Вот потому она и великая, наверное.