18+
04 Октября 19:36
Вести.UZ | Новости Узбекистан, Россия, Казахстан, Украина, Беларусь

8 тысяч тюбетеек

Пять лет российский тренер Александр Аверьянов, бывший игрок московского «Локомотива»,  тренировал футбольную команду Андижана. Он сегодня вспоминает.

Мне позвонили из федерации футбола: «Есть в Узбекистане клуб из КФК, но в следующем году будет во втором дивизионе». Так я поехал в Андижан.

Ясно, что футболистов местных нет. Я начал подтягивать мальчишек 17-18 лет. Показываю им: «Вот мяч. Вот нипель. Вот шнурки. Вот этой частью бутсы надо ударить». Просто бегали, потом ставили технику. В итоге у нас восемь человек узбеков было – кто-то подтягивался, кто-то играл. Как-то ездили в Болгарию на турнир, вместе с нами были родители узбекских ребят. За ужином сказали мне: «Ты националист. Душишь наших ребят». «Я националист? Посмотрите на того, кто придет после меня». После меня пришел узбек и всех узбеков-футболистов выгнал. Зачем они ему, чтобы возиться?

Вообще, в Андижане никаких традиций футбольных не было. Но когда мы начали играть, на наших матчах стабильно было по 8 тысяч тюбетеек. Через 28 лет я приехал туда снова и не мог пройти по улице. Узнают все!

object 81.1372626974.81783

На тренировки ходило по тысяче человек. Другой раз, когда начинали ругаться или громко что-то обсуждать, говорил: «Так, закрою ворота! Не пущу больше». Взмолились: «Николаич, не надо». И где они работали все, чтобы днем сидеть там? На рынках, наверное…

Когда я уже работал в Находке, приехал в Андижан и вместе с маленьким сыном пошел на футбол. Трибуна сразу встала. И тут диктор объявляет: «На матче присутствует Александр Аверьянов». Сын после этого сказал: «Я с папой на футбол больше не пойду. Его столько людей обступило – так страшно стало…»

Я еще когда был молодым, в Николаеве научился ловить арбузы на шею. Подбрасываешь арбуз, спину прогибаешь и ловишь за шею. Он тяжелый, главное – вовремя создать ложбинку и пристроить туда арбуз. Когда уехал в Узбекистан работать, захожу на рынок и иду к арбузному развалу. «Друг, – говорю, – давай так. Я сейчас подброшу арбуз. Если упадет – плачу за два. Если поймаю – он мой». «Давай». Арбуз большой, килограмм десять, но я спокойно ловлю. «Аферист! Аферист! Не верьте ему, он из цирка».

Я отработал в Андижане пять сезонов, они разными были – какие-то хорошие, какие-то не очень. Накопилась усталость, решил, что пора уходить. Уже после того, как я об этом объявил, туда приехали ветераны «Пахтакора». Наши проигрывали, я вышел, забил гол. После игры стадион скандировал: «Аверьянов, вернись». А ветераны «Пахтакора» сказали: «Елки, как же они тебя здесь все любят…»

Как-то уже с  «Океан» из Находки приехали в Узбекистан. 1990 год, конец сезона во второй лиге СССР. Мы бьемся за второе место с «Навбахором» из Намангана. Ко мне подходит начальник команды, я его хорошо знал:

 «Николаич, если выиграете… Там люди с автоматами…» «Да мне плевать».

Дали им бой, пропустили первыми. Гарин сравнял, но потом что с нами только не делали. Не дали нам пенальти, а на 90-й минуте с нарушением забили нам: Шушляков подправил себе рукой, вышел один на один и забил. После этой победы Наманган обошел нас на очко.

Решающая игра у нас была с «Нефтчи» из Ферганы – они шли на первом месте. Чтобы занять второе и выйти в первую лигу, нам надо было побеждать. Юрий Саркисян – тренер Ферганы, местный Фергюсон, он уже 25 лет там работает, – подходит ко мне: «Николаич, я ничего не могу поделать…»

И показывает на «Волгу», в которой багажник до самого верха забит рублями. Это Наманган привез, чтобы простимулировать. Фергана нас в итоге обыграла, но она объективно сильнее была. Так что заняли мы только третье место.

Telegram Вести.UZ Подписывайтесь на канал Вести.UZ в Telegram

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности