Подходит к концу тревожный 2020 год. Между тем, под эгидой ЮНЕСКО человечество отмечает 1150-летие со дня рождения выдающегося мыслителя Востока аль-Фараби.
Считается, что аль-Фараби родился в 870 году в районе Фараба, в городке Васидж, у впадения реки Арысь в Сырдарью (современный Казахстан). Кем он был по национальности-сказать сегодня сложно, в ту пору паспортного учета не было. Полное имя гения звучит так — Абу Наср Мухаммед ибн Мухаммед ибн Тархан ибн Узлаг аль-Фарабиат-Тюрки. Но это говорит только о том, что он жил во времена Арабского халифата.
В то же время существует и версия о его персидском происхождении.
С юных лет он стал интересоваться религиозными и философскими проблемами, стремился по мере возможности «познать мир». Получив начальное образование в родных местах, молодой человек затем пополнил свои знания в медресе Шаша (Ташкента), Бухары и Самарканда. Позднее аль-Фараби был назначен казием (судьей) у себя на родине. Однако тяготясь рутинно, он продолжал «поиски истины», и вскоре, добровольно оставив хлебную должность, целиком посвятил себя преподавательской деятельности.
Некоторые биографы рассказывают также и о том, как аль-Фараби приобщился к знаниям: якобы однажды один из близких людей отдал ему на хранение большое количество книг, среди которых было много трактатов Аристотеля. И начинающий азиатский философ в часы досуга начал листать эти книги и настолько увлекся ими, что, покинув педагогическое поприще, занялся научными изысканиями.
Понимая, что возможности расширить свой кругозор в степном крае невелики, аль-Фараби, обладавший незаурядными способностями и горя желанием продолжить свое обучение, отправился в Багдад, слывший столицей восточной цивилизации. По пути он посетил иранские Рей (ныне Тегеран), Исфахан и Хамадан. Добрался он в Багдад в 910 году. Арабская наука в то время только зарождалась, заимствуя и усваивая достижения античного мира.
Знаменитый халиф Харун аль-Рашид и его преемник аль-Мамун во многом прославили свои имена как покровители наук и искусств. Они собрали в Багдаде выдающихся философов и представителей других отраслей знаний, поэтов и музыкантов, которые при покровительстве этих монархов создавали здесь свои произведения, распространяемые затем по всему мусульманскому миру.
Обласканный властями и значительно пополнивший в Багдаде свои знания, юноша из Фараба познакомился и стал контактировать с видными учеными и довольно быстро занял среди них первенствующее положение. Именно в этом городе аль-Фараби, углубившись в изучение наследия Аристотеля, становится апологетом учения великого грека. О трудоемкости усвоения наследия Аристотеля арабоязычным мыслителем говорит фраза, начертанная аль-Фараби на копии аристотелевского труда «О душе»: «Я прочел этот трактат двести раз».
Восточный мудрец, опираясь на труды Аристотеля, разработал оригинальную средневековую мусульманскую философию, по праву получив прозвище «Второй учитель человечества» (после Аристотеля). Его трудами вдохновлялись Ибн-Сина, Ибн Рушд, Ибн-Халдун, Низами, Навои, Леонардо да Винчи,Ф. Бэкон, Г. Галилей, Р. Декарт, Б. Спиноза. Не случайно он был известен под латинизированным именем Alpharabius.
Учение аль-Фараби повлияло и на последующее развитие научной мысли народов Средней Азии, Казахстана, Кавказа.
Известно, что копии рукописных трактатов аль-Фараби ныне хранятся в научных центрах Стамбула и Каира, Тегерана и Дамаска, Багдада и Бейрута, а также Лондона и Берлина, Парижа и Лейдена.
В 1990 году американская обсерватория назвала именем мыслителя один из открытых астероидов.
Уроженец Фараба прославился и как полиглот, хотя до Багдада он не знал арабского, владея тюркским и согдийским языками.
Сохранились воспоминания одного из современников аль-Фараби, который рассказал о том, что, будучи уже прославленным ученым, пожилой фарабец получил приглашение от султана Халеба (Алеппо) посетить его город. Приняв приглашение и прибыв ко двору, аль-Фараби был почтительно принят султаном и его вельможами. После церемонных восточных приветствий правитель предложил знаменитому гостю занять подобающее ему место и присесть. Поблагодарив султана, Фараби попросил его подвинуться и сел с ним рядом на трон.
Столь дерзкий поступок шокировал присутствовавших и показался им крайне неприличным. Сдерживая свое недовольство султан Сайф ад-Даулат обратился к своим придворным вельможам со словами: «Потерпите. Если этот старец окажется действительно тем мудрецом, о котором я наслышан, то его поведение можно оправдать. Но если его слава окажется ложной и мнимой, то следует наказать этого самозванца».
Слова эти были произнесены султаном на условном языке, понятным лишь царедворцам. Но каково было удивление султана, когда Фараби на том же шифрованном языке ответил ему с улыбкой: «Правда ваша, мой повелитель, терпение всегда было уделом сильных и мудрых».
«Как же вы разгадали тайну наших слов? – воскликнул султан.
«Довольно просто. Я за свою жизнь овладел семью языками, а ваш выучил, передвигаясь по дворцу и спрашивая у стражников дорогу к трону», – ответствовал мудрец.
Аль Фараби был убит бандитами вместе со своим спутником Аль Мутанабби по дороге в Шираз из Алеппо. Похоже это было бегством. Правитель Алеппо, который покровительствовал ему, привезет труп Аль Фараби в Дамаск, прочитает над ним молитву на четырех папирусах и похоронит его. Могила Абу Насра была за стенами Дамаска у Малых ворот на кладбище «Боб ас-сагир».
То, что религиозный обряд похорон был совершен лично правителем, а также его абсолютная секретность, указывают, что, видимо, незадолго до его кончины, духовенство объявило Аль Фараби еретиком.
В наши дни Национальный университет в Казахстане носит его имя.