Пенсионерка Ольга Можаева из дома №24 по улице Чиланзар Октепа (бывшая Есенина), единственная, которой пока удалось отстоять свой балкон. Но, как она рассказывает, это стоило ей немало нервов.
К ней, как и к другим жильцам, нагрянула делегация представителей хокимията Шайхантахурского района, ТЧСЖ (товарищества частных собственников жилья), махаллинского комитета и строительной организации — со словами «Пустите, мы должны срезать ваш балкон».
По словам жителей, снос балконов осуществлялся крайне напористо. К тем, кто отказывался, применяли метод кнута и пряника — одним обещали дать новую квартиру, других просто запугивали.
В итоге на стенах двухэтажных домов вдоль бывшей улице Есенина вместо уютных балкончиков появилась кирпичная кладка. Это у тех владельцев квартир, что побогаче. У остальных дверные проемы, ранее выходившие на балкон, пока не заложены. Ведь никакой компенсации за снос балконов людям не предоставили.
И только бывший педагог Ольга Дмитриевна стояла до конца. Ей пригодился опыт, когда она была домкомом. А потому хамские слова визитеров о том, что им надо быстро срезать балкон, ее ничуть не испугали.
Первым делом, Можаева попросила показать документы, на основании которых осуществляется снос балконов, однако незванные «гости» сделать этого не смогли. А на вопрос «Почему я должна срезать свой балкон?» ответили с детской непосредственностью: «Потому что всем срезаем».
Но пенсионерка проявила завидное упорство. Дело в том, что она переехала на когда-то тихую улицу Есенина из другого района всего пять месяцев назад. Ее муж недавно перенес инфаркт, поэтому они специально искали однокомнатную квартиру с балконом. Балкон, который раньше был в неухоженном состоянии, они благоустроили, превратив в уютное место отдыха. Причем, семья потратила на это благоустройство немалые для пенсионеров деньги — 1,8 миллиона сумов (около 300 долларов по рыночному курсу).
«Кроме того, если у нас срежут балкон, квартира сразу упадет в цене, — говорит Можаева. — Однокомнатные квартиры без балконов в нашем и соседних двухэтажных домах полгода назад можно было купить за 11-15 тысяч долларов. Мне же прежние хозяева продали квартиру за 17,5 тысяч, обосновав повышенную цену только тем, что квартира с балконом. С какой стати я должна неизвестно кому и неизвестно почему дарить такие деньги?».
По словам Ольги Дмитриевны, в законодательстве Узбекистана нет ни одного закона, который обосновывал бы снос плановых балконов. Поэтому она прямо заявила представителям властей, что «балкон будете срезать только со мной». На что замхокима сказал ей: «Закрой рот и иди на…».
Представитель власти не только не показал ей своего удостоверения, но даже не представился, поэтому мог, ничем особо не рискуя, смело посылать пенсионерку по любому адресу.
Напомним, по закону, о всех реконструкциях и прочих «художествах» людей надо предупреждать за полгода.