В бюрократическую ловушку угодили Анна Осмакова и ее брат Артем. Оба они захотели вступить в российское гражданство-их мать уже имеет паспорт с двуглавым орлом. Но пройдя все барьеры бюрократического «многоборья», они споткнулись на самом невинном препятствии-знании русского языка.
Дело в том, что российский паспорт иностранцам отныне вручается только вместе с официальным документом о том, что ты владеешь «великим и могучим». Это может быть любой еще «советский» диплом до 1992 года, или специальный сертификат.
Поскольку Анна и брат, люди молодые, и учились в Узбекистане уже в годы независимости, им нужно было доказывать, что они могут говорить и писать на русском. В Российском консульстве в Ташкенте им подсказали и адрес-Бишкек, Славянский университет. Сели на машину, поехали, сдали экзамен, заплатили деньги, получили на руки сертификат, вернулись в узбекскую столицу. Это был май. В связи с наплывом людей, Анну и брата поставили в очередь на конец июня. Но в назначенный день документы, а это ворох различных справок, так и не приняли.
И.о. консула Ирина Попопа объяснила (на русском языке), что с 1 июня 2013 года вступил в силу новый порядок. А именно, Славянский университет выдает сертификаты только для посольства в Киргизии, а сам сертификат может узаконить лишь головной вуз, расположенный в России. У Славянского универа, как выяснилось, такого нет вообще, не предусмотрен по статусу. А потому его сертификат превратился в пустую бумажку.
Ситуация абсурдна сама по себе. У людей в паспортах написано, что они русские, дома говорят на русском, школы и вузы закончили на русском, Анна даже в школе преподает на русском, а сертификат вынь да положь.
Впрочем, закон есть закон, не будем спорить. Но поражает «неодушевленность» системы.
Да, в Узбекистане нет возможности получить такой сертификат. Причина-многолетний отказ Ташкента на разрешение открыть официальное представительство ФМС в республике. Из-за этого людей и посылают к черту на кулички-в Астану или в Бишкек за одной единственной бумажкой. Люди едут, тратятся, поминая недобрым словом бюрократов вместе взятых, как тех, так и других. Но с 1 июня 2013-го и эта возможность доказать, что ты не верблюд, отпала навсегда.
Решение сие, принятое Министерством образования РФ и Консульским департаментом МИД РФ, упало как нож гильотины, буквально по живому. Могли бы и предупредить за пару месяцев, что, дескать, так и так, в Бишкек, в Славянский университет соваться не следует, нужно поискать другие пути к заветному сертификату. А так жахнули и трава не расти.
Народ наш, однако, грамотный, через Интернет быстренько обратились прямо к Путину, жалобу спровадили в МИД, а оттуда пришел ответ. Мол, ваша ситуация, уважаемая Анна, на усмотрение посольства в Ташкенте. И получается, мы в Москве эту кашу заварили, а вы там, в Узбекистане, разбирайтесь как хотите.
Понятно, не одна Анна влипла с сертификатом из Бишкека. И все теперь не знают, что делать. Рассуждают, закон обратной силы не имеет. Но это не закон, слышат в ответ, а «разъяснение», другой коленкор.
Чиновники советуют: cертификат можно получить в России, а лучше вообще документы на гражданство там и подавайте. Словно невдомек, что эта бумажка обойдется в копеечку, станет золотой. Ну а российские бюрократические дебри уже давно снискали недобрую славу.
Неужели, спрашивается, ничего нельзя сделать для людей, для тех, кто хочет получить российское гражданство уже в Узбекистане?
Тот же Минобр РФ на пару с Консульским департаментом МИДа могли бы командировать в Ташкент специалиста, или заключить договор с местным русистом, чье заключение и могло бы лечь в основу при выдаче злополучного сертификата. Или просто, наконец, отменить распоряжение по Славянскому университету в Бишкеке, учитывая реальную обстановку и не создавая лишних проблем соотечественникам, рвущимся на родину.