Сто десять лет назад в январские дни в Бухаре на ровном месте вспыхнули жестокие беспорядки. Они лишний раз показали, как опасен фанатизм и непросвещенность в религии.
В Бухаре веками мирно уживались представители различных национальностей и вероисповеданий. Большую часть составляли сунниты — узбеки и таджики. Проживала также большая диаспора шиитов, выходцев из Ирана. Правители эмирата всецело доверяли им, поощряли их заслуги и поручали важные посты.
Так, должность верховного кушбеги занимал шиит Мухаммед Астанакул (на фото). Во время отсутствия главы государства, который зимой проживал в Кермине, Астанакул замещал эмира.
В первой декаде января шииты готовились провести свой траурный религиозный обряд Ашура. Ранее, в соответствии с указом эмира, он никогда не выходил за пределы иранских кварталов и мечетей. Но кушбеги решил иначе и дал поблажку единоверцам.
Шииты вышли на улицы древнего города. Молодые ученики медресе, еще неискушенные в истинной вере, начали насмехаться над обрядом. Шииты не сдержались, вспыхнула потасовка. В результате погиб учащийся суннитского медресе. И хотя шииты сами передали под стражу убийцу, это не остановило уже заведенную толпу.
Сунниты бросились в резиденцию правителя Арк и потребовали встречи с эмиром. Однако Мухаммед Астанакул силой выдворил протестующих за пределы крепости.
В ответ сунниты объявили сбор всех горожан на площади Регистан, подогревая ситуацию антишиитскими лозунгами. Астанакул, желая прекратить распри, отправил к протестующим своё небольшое войско из шиитов. Этим сарбазам удалось разогнать мятежников, но волнения перекинулись на базар.
Обе стороны вооружились палками, ножами, топорами, серпами: в ходе столкновений погибло около 240 суннитов. После чего бухарцы рассеялись по городским кварталам и начали убивать шиитов всех подряд.
Ситуация вышла из-под контроля. И тогда кушбеги Астанакул обратился за помощью к императорскому политическому агентству (по существу, посольству) в Бухаре, которое тогда возглавлял Яков Лютш. Тот срочно связался с Санкт-Петербургом.
Резня длилась три дня. Шииты сопротивлялись, но сунниты численно превосходили. Наконец, в столице Российской империи решили направить в Бухару из Самарканда и Каттакургана российские войска под командой полковника Филиппа Панова. Погрузившись в специальный поезд, в Бухару в тот же день прибыла пехотная стрелковая рота с четырьмя пулемётами и три сотни казаков. Протестующие было атаковали военных, но те быстро рассеяли смутьянов.
Вдобавок министр внутренних дел Петр Столыпин срочно отправил в Бухару командующего штабом 1-го Туркестанского армейского корпуса генерал-майора Генриха Лилиенталя. Его сопровождала внушительная делегация офицеров и чиновников из Санкт-Петербурга, Ташкента и Самарканда. Однако эмир под благовидным предлогом от встречи с россиянами уклонился, остался в Кермине.
Вел переговоры и «утрясал вопросы» его сын Саид Алим-хан. Генерал твердо настоял на том, чтобы наследник бухарского трона ради мира и спокойствия оставил личные амбиции и встретился с народом. Делегаты от суннитов потребовали смещения Мухаммеда Астанакула, всех других чиновников-шиитов, в том числе и командующих войсками Сеида Алима и Мираба Алима. Сын эмира пошел навстречу.
15 января состоялось торжественное примирение между суннитами и шиитами при посредничестве духовенства, высших лиц эмирата и российской делегации. Вчерашние враги совершили совместный намаз.
Вскоре русские войска покинули Бухару. Как доносил Лилиенталь, столкновения унесли более тысячи жизней.
О. Хайдаров
Пакистан, январь 2021 года: Недалеко от Кветты были жестоко убиты 11 шахтеров. Все они были мусульманами-шиитами, членами хазарейской общины.
Боевики напали рано утром, когда жертвы еще спали. Среди шахтеров были и сунниты, — поэтому сначала фанатики выяснили, кто есть кто, а затем вывели шиитов во двор и казнили.