Дети теряют способность самостоятельно думать из-за нейросетей, пишут эксперты.
Вице-спикер Госдумы Владислав Даванков, выступая на экономическом форуме, признался: «Я через ChatGPT проверяю домашние задания сына, которые тот сделал в DeepSeеk».
Если вбить в поиск «нейросеть домашнее задание», вылезает «Топ-10 бесплатных нейросетей для домашних заданий», «5 нейросетей, которые помогут развлечь ребёнка» и так далее. Одна российская технологическая компания уже хвасталась, что раздаёт школьникам списки промптом для своего ИИ вместо таблицы умножения. Как результат: современные школьники спрашивают у искусственного интеллекта, сколько будет трижды шесть и сколько минут в 120 секундах.

Что ж, давайте признаем: это наша реальность, с которой мало что можно сделать. В школе учитель может отобрать у ученика телефон, но дома мало кто из родителей решится на это.
Я и сам, что греха таить, периодически прибегаю к помощи ИИ. Нет, эта колонка написана мной, по старинке, руками по клавиатуре. Но я доверял нейронке математические расчёты, потому что в школе был не очень хорош в математике. Я просил её составлять некоторые официальные документы, потому что ненавижу бумажную волокиту. А когда Google в ответ на поисковый запрос выдаёт первой строкой резюме, собранное услужливым искусственным интеллектом, я читаю его и не всегда перепроверяю. Так что запретить моему сыну делать то же самое я, конечно, могу, но вряд ли это будет честно — а с детьми нечестно нельзя.
И тем не менее — даже мой небольшой опыт с ИИ даёт повод для оптимизма.
Во-первых, нейросеть ошибается. При расчёте задач, связанных с радиофизикой, она выдавала совершенно неверные результаты. Специалисты называют это «галлюцинациями» и объясняют тем, что у искусственного интеллекта, в отличие от человека, отсутствует эмпирический опыт. Он знает, какие формулы брать и куда подставлять какие числа, но не может это хотя бы умозрительно сопоставить с реальностью. Поэтому, если в школьной задачке у него получится ответ «мощность лампочки миллион ватт», он не усомнится в правильности ответа, потому что никогда не держал в руках обычной электрической лампочки. Можно считать с ИИ, но, если не понимать, как он это делает, — результат вас удивит.
С текстами и сочинениями ещё хуже. Нейронка пишет их как под копирку, при каждом удобном случае стараясь свести к формату таблицы: первый пункт, второй, третий… Прекрасно для юридического документа, но ведь нормальный учитель в школе не этого хочет от ребёнка.
ИИ напишет стих — и это будет очень плохой стих. ИИ напишет музыку — используя самые избитые гармонии и по сто раз слышанные ритмические ходы. Для попсовой жвачки радиоэфиров — самое то, но ведь не всё нам жевать жвачку.
Человек отличается от ИИ оригинальностью мышления, стилем. А стиль, как известно, есть то, что его носитель делает не так, как другие. Способностью создавать новое. Нетривиально мыслить. Видеть и ощущать мир вокруг, наконец. Это наше конкурентное преимущество. И именно это нужно развивать в детях учителям — если мы хотим сохранять это преимущество и впредь.
Дмитрий Петровский

