В ходе референдума 30 апреля узбекские граждане должны ответить на один вопрос: «Согласны ли вы принять конституционный закон о Конституции?».
«Ташкент перенимает эстафетную палочку конституционных реформ, продолжив процесс политических преобразований на постсоветском пространстве вслед за Россией, Туркменистаном, Киргизской Республикой, Белоруссией и Казахстаном. Очевидно, что тридцать лет самостоятельного развития сформировали объективную потребность в приведении основного закона страны к современным реалиям. Это естественный процесс суверенного государственного строительства», — считает политолог, эксперт по Центральной Азии Денис Борисов.
Примечательно, что США, которые находятся на другом континенте, но стремятся лезть во все дела, уже заявили, что новая Конституция только закрепляет за Узбекистаном «статус» авторитаризма. У многих узбекистанцев такая навязчивая «забота» вызывает раздражение. Все чаще звучат слова о ненужных подсказках заокеанских «учителей жизни», о том, что свой путь страна выберет сама. Как говорится, не учи ученых.
Символично, что Запад недоволен в первую очередь новой конституционной формулировкой о браке. А именно: «Брак основывается на традиционных семейных ценностях народа Узбекистана, свободном согласии и равноправии вступающих в брак». Это разом отсекает однополые фантазии, всякие комбинации с ЛГБТ.
«Важно учесть, что первые конституции в бывших советских республиках принимались экстренно, нередко под диктовку западных менторов. Но время показало их «скороспелость» и неприемлемость.
Напомню, действующая Конституция Узбекистана была принята 8 декабря 1992 года на сессии Верховного Совета республики, поправки в нее вносились 15 раз. После воскресного референдума Основной закон изменится на 65%, а число статей увеличится с 128 до 155. Особенно неуместны в старом Основном законе оказались установки на глобализм и неолиберализм. В это прокрустово ложе не укладываются традиционные ценности, религия, исторический опыт народов», — подчеркнул Борисов.
Характерно, что новая Конституция закрепляет окончательный поворот к рыночной экономике. Она гарантирует благоприятный деловой и инвестиционный климат, защиту добросовестной конкуренции, свободу предпринимательства и нажитого капитала. Символично, что инициатором новой Конституции выступил Шавкат Мирзиеев. У него богатейший опыт государственного управления, он был при Каримове парламентарием, губернатором, главой правительства. Он чутко уловил запросы узбекского общества, положил конец «хлопковому рабству», ввел конвертацию национальной валюты, в корне изменил политику с соседними государствами, повернулся лицом к людским проблемам, в частности, начал борьбу с бедностью, вступился за трудовых мигрантов.
Цель новой Конституции – создание политической базы для более эффективного развития Узбекистана, узаконенный курс на социальное государство, его суверенитет, подлинную, а не «подсказанную» демократию.
«Референдум в Узбекистане — это решительный шаг навстречу будущему, в сторону ответственности общества за своё независимое будущее. И это не постулат из учебников по обществознанию, а ключевой принцип для политической системы узбекского народа», — добавил Денис Борисов.
Москва выступает в роли единомышленника Шавката Мирзиёева, солидарна в повышении роли парламента, демократизации всех сфер политической и общественной жизни. Россию и Узбекистан связывают узы стратегического партнерства, союзничества, что ярко показывает себя в конституционном процессе.
Символична даже «перекличка» между Москвой и Ташкентом в президентских сроках. Теперь первое лицо государства будет занимать свой пост не пять, а семь лет. Причем, это коснется и других высших чиновников. Что лишний раз говорит о задаче обновления общества, о том, чтобы избегать опасного застоя.