В начале июня 1989 нам, работникам аппарата ЦК Компартии, дали четыре часа на сборы для вылета спецрейсом в Фергану.
Там уже начались погромы в кварталах, где компактно проживали турки-месхеты, насильно переселенные сюда в конце войны. Мы ездили в город Кувасай, поселок Комсомольский, по всей области, разговаривали в махаллях…

Остановить пожар уже было невозможно!
Турок-месхетов целыми семьями свозили на полигон, где их охраняли солдаты, а потом по семь-восемь рейсов в день на военно-транспортных самолетах отправляли в Россию…
В чем была причина этой трагедии? Я не политолог, и не собираюсь обсуждать эту тему, но порохом, по-моему, послужило порой наглое поведение некоторых турок-месхетов, особенно молодежи по отношение к местному населению… Но это мое личное мнение!
Я о другом! Вывезли целый народ, который к тому времени уже пустил корни на этой земле, где уже выросло несколько поколений, , выучивших узбекский язык и привыкших к местным обычаям, и который не планировал никаких переездов. Но вот пришлось…
Потому, что уже тогда в мире началась и другое движение — бескровное, добровольное, и которое невозможно было уже остановить!
Рухнули границы, но не в прямом смысле… Советские люди увидели, что там тоже живут, такие же простые, как и они, но … все равно — другие люди, и там у них другая, можно сказать, жизнь!
Конечно же, «первым повезло» еврейской национальности!
Их позвали на родину и они целыми потоками стали покидать, нет, не покидать, а уезжать на новую земли. Я с маленькой буквы пишу слово «родина» , потому что родиной для них стал весь мир, вся Европа, Америка! Они уезжали, а не покидали Узбекистан, немного грустя и даже сожалея, потому что еще не знали, что их ждет впереди…
Уехали крымские татары.
А знаете, почему всегда тянет на родную землю, как впрочем, и русских, и армян, казахов? Потому что там на родной земле будет лучше, удобнее и комфортнее. Иначе говоря, на работе, в семье, на улице …
И отъезд — это не игра в лотерею! Это четкое осознание, и это надо признать, что им здесь в Узбекистане ничего не светит! Как, впрочем, не светит любой другой, не титульной национальности! Хотя, кто его знает, может пройдут …столетия и, если мы сумеем победить, вросшую в нас намертво автократию, может тогда и начнется свободная ротация людей. Хотя, кто его знает! А пока…
Стремление уехать было всегда, и это нормальное чувство. Путешествовать, поменять место жительство, потому что здесь стало скучно, семейные обстоятельства и тому подобное…
Я не называю имена моих друзей, которые уже давно уехали из Узбекистана, потому что их много, очень много! Я знаю, что им всем там, где они сейчас живут, хорошо! И это абсолютно – нормально, ради этого и уезжали!
Но самое главное, что они уехавшие, один чёрт, глубоко, глубоко в душе скучают по нашему плову и лагману! Потому, что там так вкусно, как здесь, не готовят!
Lutfulla Kabirov
Сеть откликнулась на этот пост.
Вот ты и ошибся! Плов и лагман они, живя в Узбекистане, хорошо научились готовить. И это будет чушью, если ты напишешь, что за его пределами не найти ингредиентов. Тут их ого-го и ещё каких! Да и сейчас по всему свету (поверь: везде) носители узбекского языка и его кулинарии до всех дотянулись ресторанами и кафе. Суть, дорогой Лутфулла, не в этом. Я, например, скучаю по тебе, хотя в Ташкенте мы никогда близкими не были и встречались разве что ненамеренно in a blue moon. Но ты, уж прости за комплимент, олицетворяешь ту жизнь, тех друзей: добрых, отзывчивых, с маленьким ножичком за спиной.
Скучаем по образу жизни, когда каждый много делает, но без суеты, не спеша.
Насчёт национальных взаимоотношений и определенной дискриминации та прав.
Дорогой мой Лутфулла, ты, как всегда умен и неисчерпаем в выборе актуальных и интересных тем, и я в основном всегда искренне разделяю твои взгляды и мнение, но на этот раз не согласна.
Ты прекрасно знаешь, что меня никогда не тянули ни Россия, ни Европа, ни Америка, потому что в Ташкенте я была абсолютно довольна своим положением. Однако обстоятельства развернулись неожиданной стороной, и я уехала и как ни странно, получила все то же самое, что и в Ташкенте: кучу друзей, интересную, неплохо оплачиваемую работу, а потом и достойную пенсию, что позволяет не работать , но жить в удовольствие, много других разных благ и особенно доступ к лагману, к плову, и к самсе с шашлыками благодаря обилию узбекских ресторанов, где вся эта еда такая же вкусная, а также потому, что умею готовить все сама из хорошего качества продуктов.
Короче говоря, никакой ностальгии и никакой ипохондрии, и ни грамма сожаления. Извини за прямоту.
Родина человека там, где ему хорошо! Это не я сказала. Где то читала. И если люди осознанно едут куда то, бросают свой устоявшийся быт, значит есть причины. И решиться на такой шаг, ой как трудно! Не сразу даётся такое решение! Я видела, я была рядом с друзьями которые уезжали, видела как они сомневались ехать или не ехать.
Я после 4х лет проведённых в Америке, даже пожалела, что я не еврейка, и не уехала в 90х туда. Честно! Не подумайте, что я не патриот, что не люблю Узбекистан. Люблю. Еще как люблю. Но, как то такие мысли есть в голове!
«…кто раз любил — тот не полюбит вновь…» (А.С.Пушкин). Любил!Кто не скучал по родине — тот и не любил её.
Каждый, конечно, по-своему понимает это чувство — одни стараются вспоминать всё плохое, оправдывая своё перемещение в другую жизнь, кто-то нашёл себя, кто-то потерял… А некоторые с вычурной гордостью прямо говорят о своём бесчувствии к прошлому. Оно, бесчувствие, как спасение, возникло, когда надо было начинать с «чистого листа». Теперь-то он полон: семья, иногда новая, внуки, всегда прежние, работа, покупки, отдых, занятия по интересам… Красота! И всё? …….
Трагические дни, которые помянул Лутфулла Кабиров, были одной из искр начинающего «гореть» Союза. И поныне продолжается раздел народов. И вместо «КАК ЖИТЬ ВМЕСТЕ?» «КАК НЕ УМЕРЕТЬ ВМЕСТЕ?». Частый стресс сводит человека с ума. Защитная реакция. А человечесво? Оно тоже свихнулось за свою историю. И врача нет. Только хирурги и патологоанатомы. И политики ………
Касательно продуктов. В Штатах, к примеру, цветы пахнут редко, как и трава поедаемая нами поедаемыми. А «спецмясо» может стоить до тысячи за полкило. Есть спрос. В магазинах море мяса по доступной цене. А вот шоколадной кашкадарьинской баранины здесь не знают. Из Австралии и Новой Зеландиии — тоже не то! Мясо подороже продают с обрезанным салом — холестерин, борьба с ожирением. Редкость и морковь, пахнущая морковью. А это главный запах плова. Так что если кому-то «вкусно», значит, повезло , надо бы по узбекскому обычаю соседа на плов пригласить. Он может удивиться. Если не земляк по родному краю, который любят только раз. И всегда.
У нас в Зарафшане проживали разные национальности, все сейчас по всему миру … но очень скучают по нашему городу
Моя знакомая, много лет уже живущая в России, пишет, что во сне она ест «самсу от Рустама». Раз в несколько лет приезжает в Узбекистан. Потом снова тоскует по дому. Потому что неважно, кто ты по национальности, если ты родился в Узбекистане, ты — узбек.
Какую огромную тему ты поднял, Лутфулла… Не фейсбучную… Прошло 34 года с тех пор. У меня вопросов больше, чем ответов… Наверное, больше других сейчас занимает вопрос осознанности отъезда и предопределенности (то есть, судьбы). Много размышляя на эту тему и теперь уже профессионально занимаясь темами осознанности и предопределенности как юнгианский аналитик (в прошлом году я защитила свой диплом…), я больше склоняюсь к тому, что тот отъезд был Судьбой — и коллективной (национальной) и личной… Для меня точно.
Моя жизнь после отъезда была трудным, но интересным, ментальным опытом. Этот опыт сотворил меня такой, какая я есть сегодня. Я не думаю, что прошла бы такой Путь оставшись. Но это уже другая и не менее глубокая тема. И это не имеет никакого отношения ни к плову (в прошлую субботу дочка и внуки вылизали ляган, который Слава привез осенью из Ташкента, до последней рисинки), ни к самсе (в духовке)… (И дочка объясняла своему другу, что это вот тоже узбекское блюдо). И ты прав, я не захочу вернуться в прошлую жизнь. Но встретиться с тобой очень хочу. И мне абсолютно все равно — где, даже если мы, как ты написал Черноморскому, оказались «по разные стороны жизни». Уже бывали такие времена… И не раз…
Я помню события тех лет. В июне 1989 года.
Мама жила в Намангане, я — в Ташкенте. Когда узнала о начавшейся резне над турками-месхетинцами, полетела к маме, в Наманган. Там я родилась, училась, работала, а потом переехала в Ташкент.
Не думала о плохом. Знала, что узбеки — добрые люди. В годы Второй мировой войны Узбекистан принял евреев с Украины, Белоруссии, Молдавии, России, чудом убежавших от нацистов.
Среди них была и моя мама, окончившая к 1941-му году второй курс Винницкого медицинского института. Убегала из Винницы вместе с родителями и младшей сестрой на открытой платформе последнего эшелона. Мама успела захватить её студенческий портфельчик и зачётную книжку.
Ехали долго, под бомбёжками. Никаких вещей и продуктов у семьи не было. Но по дороге им бросали хлеб солдаты отступающих воинских частей.
Доехали до Ташкента, а там их направили в Самарканд. На основе маминой студенческой зачётной книжки её приняли на третий курс лечебного факультета Самаркандского медицинского института. Оттуда же, летом 1943-го года, сразу же после окончания учёбы и курсов младших командиров мама добровольно уехала на фронт, хотя получила направление на работу в одну из сельских больниц.
Мама прошла войну, служила в госпиталях, дошла до Берлина. Там она встретила День Победы.
Демобилизовалась она в звании капитана медицинской службы.
После войны вернулась на Украину, вышла замуж за тоже фронтовика, военфельдшера, и тоже капитана медицинской службы.
Затем мои будущие родители уехали в Узбекистан, где прожили более 40 лет.
Каждый 5 лет бывшие выпускники Самаркандского государственного медицинского института выпуска 1943-44 годов (это был сдвоенный выпуск) встречались в родной альма-матер. И всегда с уважением и признательностью вспоминали, как тепло принял и приютил их Узбекистан.
И как жаль, что межнациональные конфликты задели и Узбекистан.
Да, мы живём теперь в разных странах мира, но всегда с любовью и благодарностью вспоминаем нашу Родину. Родина у человека одна. Наша Родина -Узбекистан.
Несмотря на то, что живём мы далеко. И нам есть с чем сравнить.
Тема серьезная, неисчерпаемая!
Хочу успокоить автора: необьятная Россия принимает всех нуждающихся в крове, работе, уважении человеческого достоинства!
Так, вот, про Турок-Месхетинцев (очевидно, жили в грузинской Месхетии):
Их много живет в районах Оренбуржья, трудятся на земле, выращивают скот, производят другие дары Природы!
Я, каждую субботу хожу на рынок за молочными продуктами, овощами, фруктами и, обязательно, беру у Зарины вкуснейшую брынзу!
Пусть им будет уютно в многонациональной, теперь и моей родной, Оренбургской области этим достойным труженикам Божьим!

