В Киево-Печерскую лавру пришла СБУ. Третий удел Богородицы на Земле оцеплен.
Фашисты в лавре далеко не первый раз. Когда во время Второй мировой войны город был, как и сейчас, оккупирован нацистами, то немецкий комендант Киева пришёл в пещеры лавры поглядеть, что это за всемирно известные нетленные мощи.
В то время мощи в раках почивали открыто, не под стёклами.
Около раки преподобного Спиридона Просфорника, умершего 800 лет назад, фашист остановился и спросил, из чего сделаны эти мощи. Монах стал объяснять, что это тела людей, своей святой жизнью сподобившихся нетления. Комендант взял свой наган за дуло, а рукояткой со всей силы ударил по руке преподобного.
Сухая, потемневшая от веков кожа лопнула на запястье, и из раны хлынула кровь (следы трёх засохших потоков на руке святого видны и сейчас). После этого комендант в ужасе выбежал из пещеры, за ним рванула вся свита.
Когда в дни «майдана» в феврале 2014-го я приехал в Киев, прямо из Борисполя мы с оператором поехали в лавру, потому что сообщили, что лавру идут захватывать нацисты. Мы приехали раньше них. У ворот обители стояли несколько хрупких женщин и пара мужчин. У всех в руках были картонные иконки, завёрнутые из-за идущего мокрого снега в пакет. Мы заговорили. Они тоже услышали, что лавру идут захватывать, и пришли её защитить. С картонными иконками в руках.
Потом подтянулись ребята в балаклавах. Один мне сказал: «Я смотрел тебя в «Кадетстве». Нормальный ты был Синица, зачем продался этой власти и пиаришь теперь этих ватников и алкоголиков русских?»
Потом к лавре приехал какой-то мужик. Все вокруг него сбились. Спрашиваю:
— А кто это?
— Вы что? Это наш будущий президент. Порошенко.
Порошенко — на русском, кстати, — что-то под камеры сказал, наобещал, что лавру не тронут. И уехал. Все разошлись.
Но никто не разошёлся на самом деле. И гонения на лавру, как и на всю Церковь на Украине, год от года дальше только усиливались. Митрополита Павла — настоятеля лавры, человека святой жизни и поразительной прозорливой мудрости — дважды пытались убить.
Один раз шансов на жизнь просто не оставалось. Его отравили каким-то ядом с большим содержанием ртути. Селезёнка, а следом весь организм отказывали. Врачи опустили руки. Владыка лежал несколько дней между жизнью и смертью и видел, как у изголовья его кровати стоит святой святитель Лука Крымский — при жизни выдающийся учёный, хирург и епископ, а после смерти — святой целитель.
Митрополит Павел чудом Божиим и молитвами святого Луки выжил.
Те, кто пришли сегодня опять в его покои, в храмы, кельи и пещеры лавры, ничем не лучше немцев в 1941-ом. Их не волнуют нетленные мощи почти полутора сотен великих святых — от Ильи Муромца до Нестора Летописца. Для богохульников надо продолжить
обычные гонения на ненавистную им Церковь. Начинаются они всегда одинаково: вооружённые громилы приходят против людей с картонными иконками в руках, тихо молящихся или поющих: «Просыпается матушка-Русь» — под сводами храма. А кончаются тем, что фашист в ужасе, как тот комендант, выбегает из святых пещер.