В российской диаспоре Узбекистана не прошли мимо 140-летия со дня кончины видного устроителя Туркестана генерал-губернатора Константина Кауфмана.
-Известный историк-востоковед, генерал-лейтенант М.А.Терентьев писал о нем: «Человек большого ума и обширных знаний, Кауфман соединял с этим чисто русские взгляды на государственные задачи России, несмотря на немецкое происхождение». Сам Константин Петрович был православным.
Летом 1867 года император Александр II назначил генерал-адъютанта Кауфмана главой только что образованного Туркестанского генерал-губернаторства.
Кауфман тщательно готовился к новой службе, прочитал все, что можно было найти о Средней Азии, основным источником была незадолго до того напечатанная книга А.Вамбери, которого Кауфман потом уличил в многочисленных неточностях и вымыслах. Он также посетил этнографическую выставку в Москве, где был Туркестанский отдел.
В Ташкент Кауфман прибыл 7 ноября 1867 года. За 14 лет его правления российское присутствие в регионе было расширено от Ферганской долины до берегов Каспия.
Генерал всегда пытался сначала договориться по-хорошему. Об этом свидетельствует обширная дипломатическая переписка Кауфмана с ханами и эмирами. В ней видно, как командующий грозной армией увещевает, просит, предостерегает, предлагает дружбу и сотрудничество. Увы, властители того времени, находившиеся в плену геополитического невежества, отвечали высокомерием, оскорблениями, провокациями.
Именно при Кауфмане Туркестан был окончательно избавлен от позорной работорговли, разбойных нападений на купеческие караваны, от бесконечных междоусобных войн, от диких феодальных порядков и мракобесия. Все это сохранилось только в «британском» Афганистане…
Сегодня гораздо более важна другая ипостась К. П. Кауфмана – его административная деятельность.
Так, он был инициатором создания Управления учебными заведениями, что положило начало развитию широкой сети народного образования. По его же инициативе, была открыта Учительская семинария в Ташкенте, чьи выпускники несли свет знаний по всем уголкам губернаторства.
При всей огромной занятости, Кауфман даже занимался таким узким вопросом, как учебники для «коренных» школьников.
Кауфман лично вел переписку с министром народного просвещения империи, выбивая для учителей приличные зарплаты.
Он был сторонником того, чтобы в русских школах и училищах изучались языки народов Туркестана, полагая, что их «преподавание полезно».
Кауфман также стоял у истоков зарождения русско-туземных школ. В них, кроме «великого и могучего», арифметики, изучались также родной язык и мусульманское вероучение. Это делало их довольно популярными для местных жителей.
Кауфман лично привез из Петербурга две тысячи книг для первой в крае общедоступной Туркестанской библиотеки, которая стала предшественницей нынешней Национальной библиотеки Узбекистана.
При Кауфмане начала выходить первые газеты в Средней Азии – «Туркестанские ведомости» и «Туркистон вилоятининг газети». При нем же открылся первый музей в Средней Азии, из которого впоследствии вырос музей истории Узбекистана.
С именем Кауфмана связаны первых научные экспедиции Н.А. Северцова, А.П. Федченко, И. В. Мушкетова, А. Ф. Миддендорфа.
Первая обсерватория, метеорологические станции, топографический отдел, картографирование региона-все это также Кауфман. При нем начали застраиваться Ташкент, Самарканд, Коканд…
К.П.Кауфман с первых шагов выстроил взвешенную и дальновидную политику по отношению к исламу. Она напоминает нынешний принцип отделения церкви от государства. Генерал-губернатор действительно лишил исламское духовенство возможности влиять на власть (этого не могла и Русская Церковь), одновременно исключил какое-либо вмешательство власти во внутреннюю духовную жизнь мусульман.
Кстати, именно Кауфман выкупил за 100 рублей знаменитый Коран Османа, спас его-иначе он ушел навеки бы за рубеж.
Кауфман вынашивал план соединения Ташкента с Россией железной дорогой через Оренбург, но не успел. 25 марта 1881 года генерала сразил инсульт, после которого он уже не оправился. В мае 1882 года устроитель Туркестанского края скончался.
Кауфман был погребен сначала рядом с знаменитым сквером Ташкента, а потом перезахоронен в новом Спасо-Преображенском соборе, что стоял на нынешней площади Мустакиллик. Храм был взорван большевиками в 30-е годы, бесследно исчезла и могила Кауфмана….
Очевидно, что из истории Туркестана это имя уже никогда не вычеркнешь, оно вписано в анналы. И вполне заслуживает, чтобы большие труды генерала Кауфмана нашли отражение в названии улицы, какого-либо объекта в Ташкенте, мемориальной доски, наконец.
НЕ РЯДОМ со сквером, а на одной из аллей сквера — кто знает, а я знаю — могила была на аллее, что была в правой части сквера, если смотреть в сторону Алайского рынка. Могила же в храме ФАКТИЧЕСКИ сохранялась в нижней части взорванного собора (фундамент засыпали грунтом) под цветочной клумбой. После 1966-го года при перестройке площади могила была найдена, и уничтожена. Типа вроде «по незнанию». Как-то так…