Евразийский экономический союз планирует создать единый финансовый рынок к 2025 году.
Для стран-участниц будут сформированы единые правила в банковском, биржевом и страховом секторах. Это приведет к свободному движению капитала и ускорит формирование общей базы товаров, услуг и трудовых ресурсов.
Узбекистан на пороге ЕАЭС
В 2022 году узбекская экономика выросла на 5,5%. По итогам 2023 года прогнозируется рост на уровне 6,5%, что является рекордным показателем по региону. Аналитики Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) отмечают, что «экономика стран ЦА в целом демонстрирует заметную устойчивость к геополитическому обострению и даже смогла получить некоторые преимущества».
В 2022 на ЕАЭС пришлось 34,2% внешнеторгового оборота Узбекистана. По сравнению с 2021 годом он вырос на 26% и достиг $17,1 млрд. В 2022 году в Узбекистане было создано более 1000 совместных предприятий со странами ЕАЭС. Присоединение Узбекистана к Союзу позволит увеличить ежегодный объем инфраструктурных инвестиций из ЕАЭС в экономику республики до $1–1,5 млрд.
Ключевой партнер Узбекистана в ЕАЭС – Россия. В 2022 году на нее пришлось 18,6% внешней торговли Республики.
При этом Узбекистан пока не полноценный член ЕАЭС, но постоянно повышает уровень участия в Союзе. Например, Ташкент постепенно переходит на национальные валюты во взаиморасчетах.
Переход на расчеты в нацвалютах
Сегодня доля товаров в ЕАЭС, оплачиваемых в нацвалютах, составляет 85%. На протяжении последних лет этот показатель только растет. Это дает возможность странам-участникам снизить зависимость от доллара и евро, укрепить национальные валюты.
Тем более, что западные экономики слабо представлены в Узбекистане и Центральной Азии. В 2022 году доля ЕС во внешнеторговом обороте Узбекистана составила 9%, а оборот с США за 2022 год не превысил $400 млн. Что по сравнению с объемом внешней торговли с Россией в $9,3 млрд, выглядит весьма скромно.
В отличие от доллара и евро, национальные валюты обеспечены реальной продукцией стран Союза. Другой стимул для скорейшего перехода на расчеты в нацвалютах — утрата долларом и евро статуса резервных валют. Валюты Запада показали ненадежность после заморозок чужих активов, втом числе России. А банковский кризис в США ставит под вопрос перспективы доллара и всей мировой финансовой системы.
«Политика Вашингтона привела к тому, что Бразилия, Индия, Китай, Турция, Саудовская Аравия и ряд других стран, стали предпринимать энергичные шаги для отказа от американского доллара. Надо понимать, что экономики этих стран суммарно составляют большую часть всей мировой экономики. А процесс дедолларизации был по сути запущен самими Соединенными Штатами», — считает независимый эксперт, старший научный сотрудник Академии наук Республики Узбекистан Бахтиёр Алимджанов.
Взаимовыгодное партнерство Узбекистана и России
Узбекистан и Россия давние партнеры. Взаимодействие основано на взаимовыгодном сотрудничестве и влияет на экономическое развитие стран.
Например, накопленные инвестиции России в экономику Узбекистана на сегодня превысили $13 млрд (21% от общего объема инвестиций). В стране работают 3000 предприятий с российским капиталом (700 зарегистрированы в 2022 году), а в России – 600 узбекских компаний. Объем денежных переводов из России в Узбекистан по итогам 2022 года составил $16 млрд, что втрое больше, чем годом ранее.
Создание независимой финансовой системы и расширение ЕАЭС за счет новых участников – хорошая возможность для Узбекистана и стран Центральной Азии наладить плодотворные связи, увеличить товарооборот и построить современную несырьевую экономику.