18+
24 Ноября 00:03
Вести.UZ | Новости Узбекистан, Россия, Казахстан, Украина, Беларусь

Его самолеты взмывали над Ташкентом

На 94-м  году в Москве умер легендарный авиаконструктор Генрих Новожилов. Это его самолеты выруливали из цехов Ташкентского авиазавода им. В. Чкалова.

Его самолеты взмывали над Ташкентом

83489 01.09.1982 Дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, советский авиаконструктор Генрих Новожилов.
Юрий Иванов / РИА Новости

Он был «родным отцом» самого знаменитого и самого распространенного в мире воздушного грузовика Ил-76. Его детищем был и пассажирский Ил-114, впервые поднявшийся в небо именно в узбекском небе.

Генрих Новожилов-творец первого широкофюзеляжного Ил-86. На его Ил-96-300 до сих пор летает Владимир Путин.

Конструктор не раз и не два бывал в Ташкенте на «своем» заводе. В одном из интервью он с юмором вспоминал, как в годы горбачевской перестройки  был вынужден наладить выпуск бумажных пакетов для торговли, в которые было нечего положить. А вся жизнь его описана в биографической книге «О себе и самолетах» (вышла в 2011 году скромным тиражом в 500 экземпляров).

Будущий дважды Герой Социалистического Труда и трижды кавалер ордена Ленина, был простым русским человеком.  родился в семье военных. С детства мечтал стать летчиком, но в 1939 году повредил ногу. В годы войны закончил в эвакуации девятилетку в Пензе. В 1943-ом поступил на самолетостроительный факультет МАИ.

Молодым человеком участвовал в создании пассажирского  Ил-14, штурмовика Ил-40, реактивного бомбардировщика Ил-46, и уже ведущим инженером по разработке бомбардировщика Ил-54, турбовинтового пассажирского Ил-18, Ил-62. За последний самолет он был удостоен Ленинской премии.

В июле 1970 года Новожилов сменил на «боевом посту» великого Сергея Ильюшина, который сам назначил своего преемника. И лишь в 2005-ом Генрих Новожилов оставил должность и до конца своих дней оставался помощником гендиректора по науке. Сам он был профессором, доктором наук, академиком, автором 130 изобретений.

Новожилов был основателем знаменитых теперь международных выставок  «Мосаэрошоу», с которой и ведет историю МАКС. Новая Россия оценила труды Новожилова орденами  «За заслуги перед Отечеством» I, II и III степени.

Вместе с умершим в прошлом году последним директором ташкентского авиазавода Вадимом Кучеровым, Новожилов принимал участие в переносе производства Ил-76 в Ульяновск. По его настоянию заново в наши дни запускается в серию Ил-114 и Ил-96.

Telegram Вести.UZ Подписывайтесь на канал Вести.UZ в Telegram

Его самолеты взмывали над Ташкентом

В комментариях запрещены нецензурная брань во всех видах (включая замену букв символами или на прикрепленных к комментариям изображениях), высказывания, разжигающие межнациональную, межрелигиозную и иную рознь, рекламные сообщения, провокации и оскорбления, а также комментарии, содержащие ссылки на сторонние сайты. Также просим вас не обращаться в комментариях к героям статей, политикам и международным лидерам — они вас не услышат. Бессодержательные, бессвязные и комментарии, требующие перевода с экзотических языков, а также конспирологические теории и проекции не пройдут модерацию. Спасибо за понимание!

[bws_google_captcha]
  1. арслан:

    ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ

  2. Рафаэль:

    Достойную жизнь прожил!

  3. grigoriy:

    Таких людей теряем. И.Каримов всё сделал для того, чтобы у республики не было собственного самолётостроения. Хотя лишь Узбекистан из бывших советских республик, имел на своей территории подобный завод. В мире по пальцам можно посчитать страны, которые имеют такое производство, а Узбекистан добровольно от него отказался. Но из всего надо делать системные выводы, чтобы не допускать подобные ошибки в будущем.

  4. Лариса Владимировна:

    Вечная память Человеку, Гражданину, Учёному.
    Спасибо судьбе за огромную честь и счастье быть знакомой с Генрихом Васильевичем.
    Дорогая Людмила Ивановна — держитесь! Ваше горе безмерно.

  5. Юсуп:

    Горжусь что участвовал в производстве и эксплуатации его самолётов! Вечная память!

  6. Aero:

    Самолет ушел, невидимый, взмыл над кровлей, оставляя рубец звука. И вторая машина, вслед первой, возникла на бреющем, протыкая зимнее небо отточенным острием. Круто, задирая нос, взмыла над Дворцом. Калмыков, опираясь на обугленный подоконник, увидел пятнистый киль и красную звезду.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.


Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности