В последние годы появились рассуждения о том, какой вред нанесли Узбекистану российские «колонизаторы».
Павильон Узбекской ССР на ВДНХ в Москве
Вот и на международной научной конференции «Россия и Центральная Азия: эпохальные общественно-политические события начала ХХ века» 31 октября в Ташкенте, доктор исторических наук Ю.Эргашева жестко и явно предвзято прошлась по недавнему прошлому. Это вызвало возмущение в зале, но открытых выступлений в прессе против такой позиции не было.
Все ждали декабрьской конференции «Россия и Узбекистан: исторический опыт модернизации в процессе взаимодействия и диалога цивилизаций», чтобы вступить в научную дискуссию с завкафедрой Каршинского инженерно-экономического института. Но она не явилась.
Потому как бы в воздухе повисли суровые обвинения.
По оценкам Эргашевой, например, «Осуществление советской политики «культурной революции» в Узбекистане нацелено на … разрушение многовекового духовного наследия (узбекского народа)». Также «Бескорыстная помощь» новой власти с первых дней послеоктябрьского периода была направлена на отрыв морали, литературы, искусства от плодотворной национальной почвы, на насильственное насаждение чуждых национальному менталитету образцов «пролетарской культуры» и коммунистической идеологии». И еще: «Культурная революция» обернулась убогой «образованщиной» и деградацией личности».
Что сказать в ответ? По большому счёту, Россия и Узбекистан смогут прожить друг без друга. Но цена благополучного и ускоренного развития наших стран будет гораздо более высокой.
Во всяком случае, честный анализ исторического прошлого говорит о явном выигрыше для обеих сторон от присоединения (пусть даже частично насильственного) Средней Азии к России, затем совместного строительства новой жизни в рамках единого государства, а впоследствии дружественных отношений между суверенными странами.
Я хочу спросить подобного рода «учёных»: приведите мне аналогичный пример, когда «тоталитарная власть» в «колонии» создала Академию наук? А ведь это было сделано в 1943 году в Узбекистане, в страшное время войны, когда еще ничего не было ясно в исходе смертельной битвы.
В том же году в Ташкенте началось строительство Большого театра оперы и балета им. Навои (!) и театра узбекской музыкальной драмы имени Мукими(!). Это что — пыль в глаза?
Уже к концу войны группа узбекских юношей отправилась в Москву в Институт международных отношений (МГИМО), часть из них потом были назначены Послами Советского Союза в зарубежных странах в дополнение к дипломатам, взращённым в самой республике. Перечислить их? Поберегу для следующей публикации…
Наши доморощенные «идеологи» в последние десятилетия утверждали, что эти акции были показушными и уж во всяком случае должны были «работать» на прагматические цели: восславлять идеи коммунизма и социализма, величие русского народа и пр. В таком случае, как понимать огромную поддержку со стороны властей Юнуса Раджабий –выдающегося композитора, академика, народного артиста Узбекской ССР, депутата Верховного Совета, получившего высший орден Ленина. Он собрал, систематизировал и записал более полутора тысяч народных песен и инструментальных произведений, живших веками только в народной памяти. В частности, Шашмакома – собрания классической узбекской музыки в 6-ти томах и 5-томного сборника “Узбекской Национальной Музыки»? Это ж в каких песнях седой древности могли звучать темы социализма, братства с русским народом?
Таких примеров можно привести сотни. И пусть горе-учёные не лукавят : и экономика, и культура развивалась прежде всего во имя самого Узбекистана, его народа.
Даже страшные годы «узбекского дела» и сталинские репрессии (мы все помним!) не могут перечеркнуть всё то доброе и хорошее, что родилось на нашей земле в 19-ом и 20–м веках.
Как там поется у Пахмутовой: «Нам не жить друг без друга». И каждый прожитый год меня в этом только еще сильнее убеждает.
Ало Ходжаев