Государство решило возместить ущерб за несправедливый приговор ученому Андрею Кубатину. Об этом сообщила сестра востоковеда Клара Сахарова.
Сумма ущерба матери и старшей сестре известного ученого-тюрколога Андрея Кубатина, полностью реабилитированного незадолго до своей смерти (он незаконно отсидел 2 года и 6 месяцев), была оценена Учтепинским судом (судьи Н. Муротов)
в 50 миллионов сумов (около $4.700), вместо запрошенной родственниками суммы в 1 миллиард 750 миллионов сумов (более $164.300) в качестве компенсации моральных страданий.
Довольны ли мать и дочь отсуженной компенсацией? Ответ очевиден.
Семья самого покойного Андрея Кубатина, скончавшегося в возрасте 36 лет в Ташкенте от коронавируса (ослабленный организм не справился с болезнью после тюрьмы), получит от государства 150 миллионов сумов ($14.911) в счет компенсации морального ущерба. Так постановила апелляционная инстанция Ташкентского горсуда (председательствующая — судья Зиганшина). Она 17 сентября увеличила сумму вдове Ферузе Джуманиязовой и его 10-летнему сыну Эльбарсу до 150 миллионов сумов вместо прежних 30 миллионов.
«После сентябрьского заседания судья Зиганшина разъяснила нам с мамой, что мы имеем право обращаться в суд в отдельном исковом порядке с требованием возмещения морального вреда, что мы сейчас и сделали. На том основании, что в связи с незаконным осуждением брата нам были причинены нравственные и физические страдания. Злокачественная онкология у мамы (у которой и так целый «пакет» хронических недугов), спровоцированная случившейся с Андреем бедой, буквально сбила с ног всю семью. У меня же обнаружили кисту головного мозга, и любые действия в попытке облегчить ситуацию требуют неподъемных по нашим меркам денег», — рассказывает Клара.
Свою борьбу за восстановление справедливости старшая сестра Андрея Клара ведет с первых дней преследования брата, осужденного приговором Военного суда по сфабрикованному обвинению в декабре 2017 года.
За это время состоялось множество судебных разбирательств, выводы ряда которых нельзя назвать иначе, чем оскорблением памяти покойного и издевательством над его близкими.
К примеру, решение Военного суда, принятое в декабре 2020 года, в соответствии с которым причиненный материальный ущерб за 2,5 года незаконного заключения Андрея был оценен в… 462 тысячи сумов ($45), и то из них 446 тысяч сумов причиталась в качестве оплаты госпошлины, а 16 тысяч — за почтовые расходы. То есть, по факту – 0!
Мало того, что невинного человека бросили в тюрьму, сделав из него шпиона, так еще суд не пожелал возмещать реабилитированной жертве системы положенный по закону моральный ущерб!
Клара Сахарова не опускает руки, как бы ей тяжело это ни было.
«Я не могу поступить иначе: на моем иждивении, кроме детей и больного мужа, еще и моя престарелая тяжелобольная мать. После потери сына-кормильца и перенесенных оперативных вмешательств она сегодня практически не может самостоятельно передвигаться, является инвалидом. Убили моего брата, пусть мама хоть немного поживет на радость мне. Надо ли уточнять, какие суммы требуются на ее постоянное лечение и реабилитацию», — сетует женщина.
16 декабря, когда Клара Сахарова явилась в Учтепинский суд, чтобы подать апелляционную жалобу, упомянутый выше судья Муротов, сделав удивленные глаза, спросил ее: «А что, вам не хватает этих 50 миллионов?!».
Когда же она попыталась возразить, что этих денег мало на поддержку онкобольного человека даже в течение года, Муротов, по ее словам, ответил: «Подавайте, подавайте, вам там [при рассмотрении жалобы апелляционной коллегией] и это отменят, вы не получите даже одного сума…».
Что тут скажешь?!
Напомним, в декабре 2017 года ученого-востоковеда Андрея Кубатина приговорили к 11 годам лишения свободы, признав виновным по «тяжелой» статье 157 («Измена государству»). По версии следствия, он якобы передал ради за тысячу долларов копии «секретных» материалов тогдашнему главе Турецкого агентства по сотрудничеству и координации (TIKA) Сулейману Кизилтопраку для создания туристического справочника (хотя все фигурирующие в деле данные, экспертиза которых была необъективной, находятся в открытом доступе в интернете).
Дело было возбуждено по доносу сотрудника TIKA Музаффара Жониева (после ареста коллеги тот пошел на повышение — сейчас он докторант в Исламской академии). Лжеэкспертизу по поручению следствия состряпал некто Сухроб Юсупов из Института стратегических исследований при президенте РУз. Кубатину заодно приписали пропаганду пантюркизма, разжигание межнациональной розни и раскрытие государственных секретов о геологических запасах страны.
В мае 2018 года под давлением общественности, международных правозащитников и ученого мира, в том числе и поддержки узбекских коллег, срок отсидки Андрею Кубатину был сокращен до 5 лет.
26 сентября 2019 года, после долгих и настойчивых требований научной и правозащитной общественности востоковед был оправдан Ташкентским областным судом по уголовным делам и вышел на свободу. Однако признать фабрикацию дела никто не спешил…
Через год Андрея уже не стало.
В сентябре 2021-го Международная тюркская академия посмертно наградила Андрея Кубатина золотой медалью за вклад в изучение истории тюркских народов.