18+
11 Января 18:52
Вести.UZ | Новости Узбекистан, Россия, Казахстан, Украина, Беларусь

«Голубые купола»: как рождалась легенда

Творцу бульвара имени Ленина (парк «Голубые купола») Юрию Халдееву за 90. Он жив и здоров. Но никто не спросил мнения архитектора насчет его детища,  его дальнейшей судьбы.

«Голубые купола»: как рождалась легенда

Бульвар им. Ленина в первоначальном виде

Во Всесоюзном конкурсе по разработке проекта Центра Ташкента после землетрясения 1966 года участвовали три московских архитектурных мастерских, одна из Баку и группа «Центр» Ташгипрогора» во главе с Юрием Халдеевым. Не без гордости Юрий Андреевич рассказывает, как выиграли наши!

Никто, кроме нашей группы не предложил прорывное концептуальное решение — объединить единым ансамблем и дорожными магистралями Новый и Старый город от Сквера Революции (ныне Амира Тимура) до площади Чор-Су.

Сквер был новым сердцем Ташкента, но сердце варварски заменили, хотя оно было совершенно здорово. А что было с лёгкими города? К сожалению, они так и не задышали полной грудью, на их месте сегодня каменные джунгли Ташкент-Сити. Со слов Юрия Андреевича Халдеева эти 100 га (!!!) земли предполагались для огромного квартала чистой парковой зелени. Только представьте себе на секунду эту роскошь! Чем бы мы были хуже Нью-Йорка с его Central Park? Но не случилось…

Сердце, лёгкие… а где же душа Ташкента? Судя по тому, как эта локация сопротивляется всякому официозу, пропаганде идеологических штампов и  казённому формализму — это наши «Голубые купола». Проект был подготовлен к 100-летию рождения Ленина и был открыт в 1970 году как бульвар Ленина. Но видели ли вы там когда-нибудь что-то «ленинское»? 

«Я предложил развить эту идею с помощью средств ландшафтной архитектуры – нанизать на основную продольную аллею бульвара, как на шашлычную палочку, сады разных стран», говорит Ю.Халдеев, «с монументом, который бы олицетворял этот дух нашего города. Он, по разным причинам так и не был воздвигнут…»

Микросады размером 30х30 метров разместились на главной аллее и выражали характерные особенности парков стран, которым они были посвящены. Всего из было четыре, но не сохранилось ни одного.

«Голубые купола»: как рождалась легенда

Рассмотрим их, представив, что мы вышли из метро прямо на бульвар.

«Французский парк известен своей регулярной, геометрически правильной, планировкой, стриженой зеленью, многоструйностью фонтанов барочных форм».

Фонтан сохранился, но не аутентичный с «барочными формами», а просто многоструйный, по краям которого расположились скамейки с пластиковыми яркими круглыми навесами, явно не авторскими, а с «e-bay».

«Узбекский сад «Чор-бог» (до «Голубых Куполов», слева по ходу от метро) , отличался геометричностью, четыре его части разделялись аллеями перекрытыми перголами – навесами, увитыми виноградниками. Дно четырех водоемов были украшены разнообразным традиционным орнаментом.

Я вычертил рисунки в натуральную величину и по этим чертежам мастера выложили эти мозаичные панно. Вода, журча, перетекала из одного водоема в другой.

 Сейчас прямо на месте одного из водоемов возвели кафе, тем самым погубив главную идею восточного сада, характерную четностью элементов», пишет Ю.Халдеев.

От себя добавлю, что кафе сегодня застеклили и когда-то знаменитые деревянные колонные стали гипсовыми и почему-то оказались за стеклом, а уж про мозаики вообще сказать нечего, их просто нет.

«Русский сад (прям напротив узбекского) характеризовался свободной пейзажной планировкой, плакучими ивами , березами, скамьями из бревен, травяным газоном, ромашками. Пруд-омут с кувшинками, характерный для российского ландшафта огораживало прясло – часть изгороди от столба до столба».

На сегодняшний день ничего не напоминает о русском саде, кроме пары берёзок рядом с кафе «Art Samarkand». С понятием «арт» в кафе очень тяжелый случай, можете сами заглянуть, но вечерами там не плохо, живая музыка, много людей, вкусно.

«Японский сад (после «Голубых куполов», слева) начинался с традиционных, ювелирно выполненных строителями, ворот, за ними прямо над водоемом с журчащей водой шла прозрачная тропинка – «лунная дорожка», ведущая к гроту, с которого водопадиком стекала вода.Сейчас его нет. Нет грота, нет водоема, нет ворот – все сравняли с землей…».

Сегодня вместо сада и «ювелирных» ворот пластиковый новодел и детская площадка.

Про демократичное кафе «Голубые купола», где когда-то могли обедать даже студенты, архитектором которого был Виль Исламович Муратов, сказано и известно многое. Глубокая открытая сложная терраса, как характерный прием охлаждения и проветривания внутреннего пространства и возможность обозрения фонтана и бульвара благодаря  приподнятой основной части строения, создавали особое настроение у посетителей кафе, а купола несли не только декоративную функцию традиционной архитектуры, но и разделяли внутреннее пространство в зависимости от видов блюд восточной кухни.

Сегодня это элитный ресторан, интерьер которого напоминает роскошью апартаменты арабских шейхов в черно-золотом убранстве, а террасы застеклены и занавешены светонепроницаемой плотной тёмной тканью. 

Моя мама, Сабирова Светлана Константиновна, как молодой архитектор, так же участвовала в проектировании бульвара. Она с теплотой вспоминает и то время, и весь коллектив, с которым посчастливилось работать.

Мама рассказала о новаторских для Ташкента  элементах малых архитектурных форм, впервые применённых на бульваре. Простые строители и работники благоустройства очень негативно отнеслись к идее гл.архитектора установить фонари высотой чуть больше человеческого роста, на что Халдеев ответил, что архитектура воспитывает людей, пусть разобьют 10, 20 ламп, на сотых люди научатся в конце концов культуре пребывания в общественном пространстве.

Сегодня фонари сменили на более внушительные, но тоже не слишком высокие. Урны, скамейки были особенные, обсуждалось всё вплоть до породы деревьев, из которых делали бруски для сидений. Сама форма скамеек была необычная, из цельных мраморных полукруглых и прямых основ, они не сохранились, а может кое-что осталось, точно не помню.

Три фонтана перед легендарным тутовником сделаны из моногранита, а площадь вокруг несостоявшегося монумента — специально замостили брусчаткой из натурального камня, сейчас её не видно, здесь ровная площадка для катания на роликах. Даже подземная  уборная была невиданным делом для Ташкента, выглядела очень эстетично, с внушительным пространством, где бачки были скрыты в стенах, она и сейчас работает, если не ошибаюсь, а может там просто склад…

«Голубые купола»: как рождалась легенда

Халдеев, Юрий Андреевич — архитектор, лауреат Государственной премии СССР в области литературы, искусства и архитектуры (1975).

Озеленение бульвара — отдельная тема.

 Во-первых сохранили старые деревья, высажена дубовая аллея. Ритм высаженных пород вдоль открытой площади тоже интересен: по краям монолитных ступеней из гранита после тутовника живописно смотрелись ивы (их нет), слева и справа — и сегодня — дубы, каштаны, хвойные. Я, идя на работу с утра, видела скачущих белок, они и сегодня там живут.

В середине бульвара был предусмотрен и детский городок, который со временем стал иметь жалкий вид, но сегодня для детей парк стал огромной радостью.

Сегодня я вышла к «Голубым куполам» и это вдохновило меня на этот лонгрид. Я была счастлива увидеть, вас, дорогие мои ташкентцы, вот уже несколько дней несущими вахту по сбору подписей в защиту нашего парка. Огромная человеческая благодарность активистам, всем неравнодушным людям.

Петиции, которые мы подписываем онлайн конечно хороши. Но мы совершили большой прорыв, внеся каждый свою личную подпись своим неповторимым почерком, заглянув в глаза друг другу, вживую объединившись живой неразрывной цепью вокруг нашего зелёного чуда. Душа в душу.

Закончу я не на очень радостной ноте, словами главного архитектора бульвара Халдеева Юрия Андреевича.

«Меня возмущает тот факт, что начиная реконструкцию того или иного памятника, у нас постоянно забывают посоветоваться с авторами этих самых объектов. Ведь не все еще ушли в мир иной, можно же встретиться с теми, кто еще жив, посоветоваться с ним. Кроме всего прочего, этого требуют элементарные правила вежливости…»

 Белла Сабирова

 

Telegram Вести.UZ Подписывайтесь на канал Вести.UZ в Telegram

«Голубые купола»: как рождалась легенда

В комментариях запрещены нецензурная брань во всех видах (включая замену букв символами или на прикрепленных к комментариям изображениях), высказывания, разжигающие межнациональную, межрелигиозную и иную рознь, рекламные сообщения, провокации и оскорбления, а также комментарии, содержащие ссылки на сторонние сайты. Также просим вас не обращаться в комментариях к героям статей, политикам и международным лидерам — они вас не услышат. Бессодержательные, бессвязные и комментарии, требующие перевода с экзотических языков, а также конспирологические теории и проекции не пройдут модерацию. Спасибо за понимание!

[bws_google_captcha]
  1. Юрик:

    Вы совершенно правы, любая переделка, каждое грандиозное строительство, должно быть согласовано с авторами и населением , хотя бы близлежащих домов, а лучше всего провести опрос ташкентцев. Это будет признаком высококульного отношения чиновников к мнению общественности, а не диктат, с их стороны ,что мы встречаем на каждом шагу.

  2. Андрей Андреевич:

    Всю красоту и самобытность Ташкента уничтожили…Какая красота была в 70-80 годах. Варвары…

  3. Светослав:

    Вежливость? А что это? Нет, не слышали…

  4. Anwar Abdoullaev:

    Архитектор прав на все 100. Не только Купола изуродовали новые хозяева-торгаши Ташкента, и не только Ташкента. Изуродовали все что могли. Во что превратили Комсомольское озеро? Это тихий ужас. И в такое же безвкусие повсюду. Ломают, перекрашивают, делают деньги. Вот результат когда власть захватывают люди без элементарного вкуса. эстетики. безграмотные с мозгами торгаша и хапуги

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.


Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности