Госдеп США опубликовал «Обзор инвестиционного климата Узбекистана в 2020 году». Его выводы не сулят республике ничего хорошего.
Автор ТКГ На Востоке не все как кажется приводит из обзора только краткие цитаты:
«По состоянию на 2020 год в Узбекистане действуют 30 коммерческих банков. Проблемным является то, что государственные банки владеют 87% капитала банковского сектора и 84% активов банковского сектора, оставляя частные банки в качестве относительно небольших нишевых игроков. По оценкам Fitch и Moody’s, банковский сектор Узбекистана представляет риски, прежде всего из-за высокой концентрации государственного сектора.»
«В 2020 году капитализация банковского сектора составляла около $ 5,5 млрд , а стоимость совокупных банковских активов в целом по стране была эквивалентна $28,9 млрд. При ВВП только в 2 раза больше — это мало. Причем три крупнейших государственных банка-Национальный банк, Асакабанк и Узпромстройбанк-владеют 50% капитала банковского сектора ($2,7 млрд) и 49,1% активов ($14,4 млрд). Это ненормально».
«Иностранные банки вынуждены создавать совместные предприятия с местными финансовыми институтами. Ясно, что здесь действуют негласные правила. Потому на рынке действуют только шесть банков с иностранным капиталом, а шесть иностранных банков имеют представительства в Узбекистане, но не оказывают услуг предприятиям».
«Иностранные инвесторы при открытии счетов в местных банках сталкиваются с тем, что процентные ставки не являются конкурентоспособным или реалистичным источником финансирования. Иностранные граждане не могут получить лицензию на индивидуальное предпринимательство. Поэтому на практике они должны быть наняты юридическим лицом, которое диктует им их стратегию, часто некорректную».
«Правительство публикует проекты законов для общественного обсуждения, которые находятся в открытом доступе. Однако нет ни одного примера, когда бы предложения бизнеса были учтены (за тем исключением, что бизнесмен является высоким государственным лицом). Разработка новой системы регулирования, включая механизмы правоприменения, различные «дорожные карты», реформы и т.д., ведущиеся по нескольку лет, очевидно не являются насущным делом и потому не завершены.»
«Бюджетная прозрачность Узбекистана по-прежнему не соответствует общепринятым международным стандартам. Это кому-то на руку, поскольку Узбекистан в настоящее время не является членом ВТО, а его парламент утвердил статус страны в ЕАЭС только как наблюдателя».
«Формально разрешение правительства не требуется для осуществления инвестиций. Но инвесторы в неприоритетных секторах не могут рассчитывать на поддержку в импорте капитала.»
А вот это место в «Обзоре» мне понравилось! И пусть там себе затылки чешут, это для нас принципиально. Я имею в виду вот это положение госдеповского Обзора: «Право собственности на землю предоставляется только юридическим и физическим лицам — резидентам Узбекистана. Иностранные граждане и юридические лица не имеют права собственности на землю в Узбекистане.» И очень хорошо, господа…
Коррупция разьедает республику во всех эшелонах власти! Нет жесткой позиции руководства страны по неисполнению законов! Особенно нагло ведут себя вассалы на местах — хокимы! Явно раздают все преференции только тем, кто даёт откаты! Это в первую очередь застройщикам! И бесхребетные депутаты, не имеющие ни своего мнения, ни решения! Демократией даже не пахнет!