Один из краеугольных постулатов западного подхода к геополитике гласит: «кто владеет центром Евразии, тот владеет миром». Как известно, основная часть Евразии приходится на Россию, остальную территорию занимают пять республик, в своё время входивших в состав СССР: Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан.
Неудивительно, что эта территория всегда была ареной столкновения интересов великих держав. Сегодня ситуация усугубляется ещё и обострившимся противостоянием России и Запада.
По мнению главного редактора журнала «Проблемы национальной стратегии» Аждара Куртова, новыми партнерами могут стать Китай, Индия, Иран и, возможно, Пакистан. Но проблема в том, что общая граница у России имеется только с Китаем. И тут сразу же возрастает роль стран Центрально-Азиатского региона. Какой путь они для себя выберут? Сотрудничество с ШОС и ОДКБ или дрейф в сторону Запада?
По словам Аждара Куртова, западные страны хотели бы создать из Центрально-Азиатских стран своего рода санитарный кордон вокруг России, как это у них получилось со странами Прибалтики и Польши.
Пока идея подобного «кордона» терпит крах. По словам директора аналитического центра Института международных исследований МГИМО МИД РФ Андрея Казанцева, сегодня Центрально-Азиатские республики проводят политику многовекторности, дистанцируясь от великих держав и не желая никому отдавать «контрольный пакет» над собой.
Директор Института каспийского сотрудничества Сергей Михеев считает, что пока Назарбаев и Каримов будут оставаться лидерами своих стран, их внешняя политика будет неизменной, а ситуация в странах стабильной.
Но также понятно, что в силу различных объективных обстоятельств эти политики должны будут со временем уйти со сцены. И тогда, по словам Сергея Михеева, наступит момент испытания для Центральной Азии.
США неизбежно попытаются поставить прозападных и подконтрольных политиков, что вполне может привести к дестабилизации в этих странах. Как заметил Сергей Михеев, попытка не считаться с интересами России в гораздо более прозападной Украине привела к серьезному кризису и военному конфликту. Тем более в Центрально-Азиатских республиках: любой политик, пришедший к власти, вынужден будет учитывать географическое положение своей страны и давние тесные связи с Россией.
Что касается интересов самой России, то для неё, по словам Аждара Куртова, важно, чтобы по её периметру находились страны, которые бы не создавали проблем.
«Сегодня российская внешняя политика ориентирована на продвижение проекта Евразийского экономического союза, одна из целей которого – гармоничное развитие республик, входивших в СССР и создание конкурентных производств на местах», — считает эксперт.
Пока же российское государство сталкивается с серьёзными угрозами, исходящими из Центрально-Азиатского региона, напомнил Андрей Казанцев. Это терроризм, который в случае выхода ситуации из-под контроля может даже привести к распаду наиболее слабых государств.
Это– наркотрафик. Россия стала первым в мировом масштабе рынком употребления афганского героина.
И наконец, мигранты. Их массовое присутствие в российских городах давно уже стало фактором, осложняющим отношения между Россией и азиатскими странами. Впрочем, отъезд части мигрантов из-за экономического кризиса также привёл к негативным последствиям в их странах проживания.
Так, по словам Андрея Казанцева, Таджикистан занимает первое место по доле перечислений от работающих за границей в составе ВВП. И отъезд таджикских мигрантов из России сразу же отразится на доходной части местного бюджета.
Еще одна новая проблема – «Исламское государство», захватившее часть территорий на Ближнем Востоке. Некоторые эксперты – в частности, Андрей Казанцев, полагают, что эта угроза может стать объединяющим фактором для сближения России и США. Но политолог Сергей Михеев в этом не уверен.
По его мнению, США давно могли бы решить вопрос с боевиками «Исламского государства», если бы действительно этого хотели. И самый действенный метод – бомбить не мнимые позиции боевиков, а нефтяные промыслы и заводы, производящие нефтепродукты, на продаже которых и зарабатывают террористы.
В свою очередь Аджар Куртов сообщил, что есть многочисленные данные, подтверждающие, что американцы приложили руку к созданию ИГИЛ. Многие нынешние руководители этой организации прошли через спецтюрьму в Ираке, где их тщательно обрабатывали специалисты из ЦРУ.
В данный момент эксперты не видят угрозы со стороны «Исламского государства» для Центрально-Азиатского региона – слишком большое расстояние для переброски сил. Но это не значит, что этим странам можно не опасаться внешней агрессии и других негативных факторов, способных подорвать их внутреннюю стабильность.
Так, предстоящие в следующем году президентские выборы в Киргизии также могут привести к очередному витку цветных революций, и в этом случае страна может стать детонатором для взрыва ситуации во всей Центральной Азии, считает Сергей Михеев. «Завалить ещё одно государство, если это создаст проблемы для России, вполне вписывается в политику Запада», — полагает эксперт.