Афганистан продолжает беспокоить своих соседей по Средней Азии и после бесславного бегства американцев.
Стремительное возвращение Талибана (запрещен в России) к власти не принесло долгожданного мира и стабильности. Борьба с натовскими оккупантами грозит перерасти в новую гражданскую войну. За двадцать лет афганский народ успел позабыть о суровых законах и нравах «черных тюрбанов». А новые-старые правители упорно стоят на своем «чистом исламе».
Так, Верховный лидер талибов Мавлави Хебатулла Ахундзада, якобы убитый несколько лет назад, спиной к своим сторонникам, недавно заявил, что все законы, не основанные на шариате, будут отменены. Что победный джихад стал гордостью для мусульман всего мира.
Звучит пафосно. Хотя официальному Кабулу нечего пока предложить измученному народу. Экономика за минувший год, по данным ООН, рухнула на треть, число домохозяйств, получающих денежные переводы, уменьшилось на 50%, безработица достигла 40 процентов, уровень бедности зашкаливает-97 процентов.
Фанатизм и упертость талибов поражает и напоминает ранних большевиков, готовых пожертвовать «миллионами голов» ради своих идеалов. Практически в ежедневном режиме поступает информация о зверских расправах с несогласными, со старыми противниками, с журналистами, представителями творческой интеллигенции, прежней власти. Не говоря уже о несчастных женщинах. Их лишили образования, практически вычеркнули из культурной жизни.
Неудивительно, что просвещенная часть общества, особенно из числа молодежи, просто разбегается из страны, где верх берут средневековые традиции, силой навязываемые пуштунской общиной. Только Германия принимает каждый день до 200 беженцев из Афганистана. И с кем тогда останутся талибы?
Налицо образовалась и другая проблема. Соседи Кабула так или иначе вынуждены иметь дела с нынешним Афганистаном. Искренне надеясь помочь не чужому народу, преследуя и свои вполне понятные интересы.
Перед странами Средней Азии открылся новый огромный рынок сбыта, где зачастую шаром покати. Афганистан не способен сам себя прокормить, нет ни света, ни газа, ни леса, ни металлов, ни горючего. Даже школьные парты и те завозят из Узбекистана!
Заметно, что соседи пытаются договориться с талибами, как-то уломать, чтобы «борцы за веру» малость сдали назад в своем, скажем прямо, мракобесии, пошли навстречу новым реалиям.
Никто не забыл, как молодые мусульмане Средней Азии нашли убежище в Афганистане сразу после роспуска СССР. Тут сформировалось, например, запрещенное Исламское движение Узбекистана, отметившееся рядом громких терактов, окопались радикальные уйгуры, сюда бежали фанатики из Таджикистана, а сегодня находят убежище боевики Исламского государства (запрещено в РФ).
Какой пример подают талибы, например, мусульманам в Средней Азии, чего от них ждать дальше? Эти и другие злободневные вопросы наверняка будут обсуждаться в июле на международной встрече по Афганистану в Ташкенте, а затем уже в августе под эгидой американцев.
Думается, не стоит идти на поводу у Талибана, нужно занять более жесткую коллективную позицию, пока его лидеры все еще остро нуждаются в помощи соседей, в их благосклонности. Иначе говоря, сотрудничество с нынешним Кабулом надо четко и ясно обусловить рядом железобетонных требований.
Это политическое урегулирование трений с оппозицией, с национальными меньшинствами, с женским вопросом, остановкой внутреннего террора.
Без всего этого странным и неадекватным становится в глазах общественности развитие связей между светским Казахстаном, просвещенным Узбекистаном, культурным Таджикистаном и примитивным, пугающим режимом в Кабуле, ограниченным шариатом.
В конце концов любая страна дорожит своим имиджем, репутацией не только на международной арене, но и в глазах своих граждан. А если завтра талибы вновь начнут взрывать каменных Будд или отрубать руки-ноги на площадях?
Торговля, совместные проекты-все это хорошо. Но как, спрашивается, заключать долгосрочные договоры с нынешним Кабулом, который, похоже, тащит страну в пропасть своего фанатизма, не желая делиться властью, не делая попыток выстроить диалог со всем афганским обществом. Эта губительная внутренняя политика рано или поздно взорвет Афганистан изнутри, осыпая соседей обломками.
Увы, но, похоже, сами талибы не могут осознать эти простые истины, уверовав в силу оружия, своего морального превосходства и дремучего мировоззрения. И если сейчас, пока они слабо стоят на ногах, не предъявить Кабулу пусть мирный, но ультиматум, то завтра может будет уже поздно.
Стоит настаивать и на том, чтобы закрепить новые политические реалии и контуры будущего государства в рамках новой Конституции. Верить в обещания нынешних правителей Кабула как -то не приходится.
Момент перед встречей в Ташкенте-самый подходящий. Под давлением США, как известно, создан Специальный комитет Высшего совета по национальному примирению. В него вошли в том числе два бывших президента Мохаммад Юнус Кануни и Хамид Карзай. Это говорит о том, что «Талибан» начал «прогибаться», понимая угрозу своей изоляции.
Если все оставить как есть, лишь поглядывая со стороны на происходящее с безопасной дистанции, тем более на условиях фанатиков, это значит все вернется на круги своя и Афганистан вновь заполыхает, превращаясь в огненное жерло вулкана посреди огромного региона.