Недавно, совсем недавно, в «Fan va texnologiyalar nasriyot-matbaa uyi» вышла книжка Александра Махнёва «Точка, точка, запятая, или неполное собрание незаконченных сочинений».
Автор достаточно известен в литературных кругах Ташкента. Он участник многочисленных литературных вечеров, произведения которого уже публиковались в самых различных сборниках. И вот так-вот, сложились его миниатюры в отдельную книгу.
Замечу сразу, что эта книжка произвела на меня определённое впечатление. Разумеется, творческие произведения Александра Махнёва не есть яркий показатель состояния русскоязычной литературы в Узбекистане. Есть ещё пока у нас в стране серьёзные писатели (к сожалению, их немного), но именно за ними и сборником нашего автора, начинает вырисовываться портрет литературы ташкентского времени.
Мы живём в мире, который неадекватен разуму. Нормальному уму. Что же нам диктует время? Ложь и предельную глупость. Ложь. Ложь во всём. Ложь в политике, в культуре, в вероисповедании, во взаимоотношениях между людьми. Мне грустно и скучно жить в мире притворства, и многие подыгрывают этому безумию. Это Европа, Британия, США и оскотинившиеся страны, сдавшие этому безумию.
Большая литература даёт надежду на нечто субъективное, адекватное человеческой гуманной разумности. Как же хочется именно чистого рассудка, доброго и вдохновляющего к жизни в этом неспокойном мире. И Советская литература практически всегда давала читателю на это надежду.
Надо мечтать! Мечтать, ибо мечты имеют свойства сбываться. Но Антуан де Сент-Экзюпери писал: «…Помоги мне понять, что мечты не могут быть помощью. Ни мечты о прошлом, ни мечты о будущем. Помоги мне быть здесь и сейчас и воспринять эту минуту как самую важную.
Убереги меня от наивной веры, что все в жизни должно быть гладко. Подари мне ясное сознание того, что сложности, поражения, падения и неудачи являются лишь естественной составной частью жизни, благодаря которой мы растем и зреем».
Но и это не умаляет моего призыва, а как раз же наоборот. Вдумайтесь.
Махнёв, он как бы был в русскоязычной литературе Ташкента, и как будто его там отродясь и не было. Он, прежде всего, индивидуалист в отличии от «погонных метров» тех, кто вписывается в рамки привычных представлений о том, какая должна быть эта литература. Нет, он ходил на этом поприще сам по себе.
Поначалу, мне хотелось как-то его приструнить, а уже потом, спустя лет этак пять, я понял, что Александр Николаевич другой. Просто – другой. И нужно уважать его индивидуальность. Чтобы понять смыслы, изложенные сказителем в своих рассказиках, нужно как бы чуть-чуть напрячься. Маргарет Митчелл писала в своих «Унесённых ветром»: «Жизнь не обязана давать нам то, чего мы ждем. Надо брать то, что она дает, и быть благодарным уже за то, что это так, а не хуже… …Всему свой черед. Тяжелые времена — не навеки».
В своей книжке «Точка, точка, запятая…» Махнёв будто бы подтягивает читателя к своей воображаемой «рожице кривой». Автор умышленно и старательно изображает из себя маленького человека, закомплексованного, местами порочного, или точнее, пародийного. Ну, как же тут не вспомнить скоморохов на Руси, которые изображали из себя «Иванушек-дурачков», кои на поверку оказывались умными, правдивыми.
Впрочем, в произведениях Александра малоприметные, на первый взгляд, настоящие жемчужины: он честен, он открыт (что меня беспокоит), он замечательно владеет языком, хотя и кажется, что прост.
Рискует Александр Николаевич Махнёв? Да, рискует, публикуя свои монологи. Рискует той ловкостью разговорного изложения. Не каждый, кто сейчас считает себя литератором, рискует таким вот способом заявить о себе.
Я, стараясь следить по мере возможности, за литературным «экспрессом» нашей культурной обители, ни на мгновение не сомневался, что в ней не всё так просто. Нет интриг, нет соцсоревнования, а тихая, удушающая зависть, которая заставила достаточно многих, кто начинал в рамках хорошего слова, как-то незаметно запропасть от этого невесёлого, серого, лицемерного мира.
Вот что по этому поводу пишет А. Махнёв: «Жить нужно долго… Чем дольше проживёшь – тем больше шансов отобрать то, ради чего ты и старался… Видимо надо постараться из всего этого нагромождения шлака бытия намыть побольше золотых зёрен радости. Трудное дело. НО ведь именно из этого песка, утекающего между наших пальцев, иной раз и возникают неожиданные самородки. Те, которые и называются (может быть!!!), СЧАСТЬЕМ…».
Объясните пожалуйста где можно приобрести эту книгу.Где будет проходить презентация. В Епархии на Госпитальном есть клуб пенсионеров который называется «Родословная.» Собираются по понедельникам.Хотелось бы чтобы автор туда пришел и представил книгу..Дал бы возможность ее купить.Помогите это осуществить!