До сих пор один из самых популярных среди переселенцев регионов – это Калининградская область. И желающих туда переехать из Прибалтики сразу было много, а сейчас область ставит рекорды. Ирина Красина, которая два года назад переселилась из Риги в Калининградскую область, легко нашла работу, недавно купила участок земли и готовится строить двухэтажный дом.
Какую сторону выбрать?
Ирина Красина много лет работала в Латвии по специальности – в строительных фирмах, где нужны были инженеры. Но начался экономический кризис, работу она потеряла и опечалилась: как быть? Даже подумывала с подругой переселиться в Англию, но, узнав, как там к мигрантам относятся и какую им предлагают работу, быстро отказалась от идеи.
— Что мне, инженеру с высшим образованием, придется там делать? Подрабатывать в китайском ресторане посудомойкой, устроиться сиделкой в какой-нибудь богатый английский особняк или быть ночной няней в доме престарелых? Известно ведь, в Англии крайне мало мигрантов находят работу по специальности, там и своих профессионалов навалом.
И в итоге решила воспользоваться российской Программой по переселению, – вспоминает наша героиня. – Обратилась в латвийское представительство Управления федеральной миграционной службы РФ, и там предложили разные варианты, куда переселиться – хоть в центральную часть России, хоть на Дальний Восток. Да, думаю, везде хорошо меня приняли бы, но из всех регионов я выбрала Калининградскую область, поскольку она от Латвии близко во всех отношениях. И расстояние — до Калининграда рукой подать, и климат там почти такой же, как у нас, и менталитет людей похожий.
Работа – на любой вкус
— Я подала документы на переселение в Калининградскую область, но, не дождавшись ответа, поехала сама устраиваться – чтобы поскорее все сделать, — говорит Ирина Красина. — И я уже фактически нашла место работы, когда пришел положительный ответ (я удивилась, насколько это оказалось быстро – буквально за пару недель): переселяйтесь, милости просим! Кстати, работы в Калининграде много: и на крупных промышленных объектах, и на небольших частных предприятиях.
Однако я нашла работу в крупной строительной организации. Там стала заниматься «бумажной работой» в сфере «производство и строительство металлических конструкций»: веду документацию, чтобы объект заработал. Причем объекты наша компания строит не только в Калининградской области, но и на территории «большой России». И когда я впервые увидела «строительный объект», производство в Калининградской области, то была, мягко говоря, поражена. В Латвии сложно себе представить такой размах промышленности, как в России. И дочь, закончившая в Риге строительный колледж, тоже сильно удивилась всему увиденному в Калининградской области.
Кстати, один из главных аргументов для меня в вопросе переселения был тот, что в Латвии подняли пенсионный возраст: до 65 лет для женщин. Представить себе картину, что в Латвии я смогу стабильно работать до 65, — это надо быть большим фантазером. В Латвии ведь все хаотично и крайне нестабильно. А что бывает, когда женщину после 40 (а уж тем более после 50!) увольняют и насколько ей потом легко найти работу — это известно: директора фирм предпочитают брать молодых. Будущее экономики Латвии непонятно, сейчас ее может свалить даже небольшой экономический кризис в Европе. И тогда работы станет еще меньше.
Теперь что касается дочери. В Латвии молодому человеку устроиться по специальности практически нереально, значит, ей все равно пришлось бы уезжать в Европу на заработки. Но в Европе, как я уже говорила, очень мало людей из Латвии находят работу по специальности, обычно устраиваются куда попало.
И что тогда получается? Я буду сидеть в Латвии без работы, а дочь уедет в Европу и будет там зарабатывать неизвестно где, как и сколько? Согласитесь, прекрасное такое будущее! Поэтому мы и стали с дочерью смотреть в сторону России, тем более что Госпрограмма по переселению действительно хорошая.
Там, где наш дом
— Гражданство оформили всего за несколько месяцев! – подчеркивает собеседница. — Да, по Госпрограмме выделяют неплохие подъемные, компенсируют перевоз вещей и прочее, но все равно деньги нужны. И тут возникла проблема: как продать в Латвии, где денег теперь нет, квартиру?
Сразу сделать этого не смогла, поэтому поехала в Калининград налегке — с чемоданом. Лишь недавно в Риге решился вопрос с продажей квартиры, поэтому вскоре займусь перевозкой вещей в Калининград, где пока еще снимаю жилье. В Калининградской области есть центр для переселенцев — в поселке Северный, где переселенцы могут квартировать, пока не найдут постоянное жилье, но я решила, что буду сразу арендовать квартиру.
Что касается процентного соотношения, то получается так. 50% от зарплаты я трачу на аренду квартиры, коммунальные платежи и питание, и столько же остается, как говорится, на жизнь, что очень даже неплохо. В Латвии же я тратила на оплату своей собственной квартиры, на коммунальные платежи, разные услуги и пропитание более 80%, а то, что оставалось, могла потратить на себя. Как говорится, почувствуйте разницу между жизнью в «европейской Риге» и «далеком Калининграде». И я, живя в Калининграде, особенно ни в чем себе не отказываю, хотя, понятно, и не шикую. Словом, нормально живу.
Но! Готовлюсь дом построить — двухэтажный, уже купила участок земли. А в Латвии, в окрестностях Риги, купить землю и построить дом нельзя было даже в мечтах. Полагаю, в окрестностях Парижа теперь дешевле построить дом, чем близ Риги.
Что еще очень радует: в Калининграде к переселенцам относятся очень даже хорошо. Там все, по сути, переселенцы, если изучить историю. И все чувствуют себя спокойно.
Намного неспокойнее мы с дочерью себя чувствовали в Латвии — в такой всей из себя цивилизованной Риге. Между прочим, недавно по моим следам переехали в Россию знакомые — тоже воспользовались Госпрограммой.
Дочь поступила в Калининградский институт инженеров железнодорожного транспорта. Поначалу, когда мы только переехали, ей не хватало друзей, оставшихся в Латвии, но… Мы как-то побывали в Риге. Оказалось, что из ее однокурсников (она училась в строительном техникуме) осталось пять человек: другие уехали искать счастья на Запад. Она посмотрела на все на это и сказала: «Мама, поехали домой поскорей!».
«Русский век»