Киргизское правительство вчера, 7 октября, одобрило дорожную карту по присоединению горной республики к единому экономическому пространству Белоруссии, Казахстана и России с учетом формирования Евразийского экономического союза.
По словам премьер министра Джоомарта Оторбаева, Киргизия намерена уже до конца года подписать договор о присоединении к Евразийскому экономическому союзу.
Эксперты считают, что у Киргизии практически нет выбора. Ее главные партнеры входят в Таможенный союз, ставший фундаментом ЕАЭС. И потерять их, значит окончательно разрушить свою экономику, поставить под сомнение свое членство в ОДКБ, которое гарантирует республике безопасность.
Несомненно, что в Москве высоко оценят поступок Киргизии, которая в условиях санкций Запада не дрогнула и остапась верной слову и старым проверенным союзникам.
Напомним, 3 сентября 2014 г. был сделан новый шаг в развитии Евразийской интеграции. Президент РФ подписал закон о ратификации договора о Евразийском экономическом союзе. Этот акт знаменует переход от таможенного союза к единому рынку, благодаря которому либерализируется свобода передвижения не только товаров и услуг, но капитала и рабочей силы.
Говоря об этом историческом моменте, нельзя не провести аналогии с европейской интеграцией. С одной стороны, ЕАЭС повторяет европейский опыт поэтапного углубления экономической интеграции. С другой, Евразийский Союз демонстрирует более высокие темпы институционального совершенствования. Евросоюзу понадобилось около двадцати лет, чтобы совершить переход от таможенного союза (1968 г.) к единому рынку (1992 г.). Тот же самый путь три постсоветские страны совершили за рекордный четырехлетний срок. Еще не успели высохнуть чернила под договором о ТС от 2010 г. между Россией, Беларусью и Казахстаном, как в мае сего года стороны договорились о переходе на более высокий уровень экономического сотрудничества.
Положительная динамика развития Евразийского Союза наблюдается не только в институциональном плане, но и в географическом. Армения и Кыргызстан уже заявили о своей готовности стать полноправными членами ЕАЭС. Напомню, что первое расширение созданного в 1957 году Европейского Сообщества состоялось 16 лет после подписания Римских соглашений. Лишь в 1973 году после отставки антибритански настроенного Шарля де Голля, Великобритания наряду с Данией и Ирландией были приняты в состав ЕС.
Прогресс Евразийского Союза дает основания делать оптимистические прогнозы относительно его будущего. Если менее чем за пять лет совершен переход от ТС к общему рынку, то не за горами единая валюта и наднациональные внешнеполитические механизмы.
Более форсированное (в сравнении с ЕС) углубление и расширение евразийской интеграции объясняется рядом экономических, исторических, культурных и политических факторов. ЕАЭС идет по проторенной еще Советским Союзом дорожке.
Страны-члены имеют исторически тесные экономические связи, налаженную систему транспортной коммуникации и опыт существования в рамках единых хозяйственных структур.
Во-вторых, отсутствие языкового барьера облегчает ведение переговоров и служит важным элементом евразийской идентичности.
В третьих, в отличие от ЕС, в котором существует проблема лидерства между Францией, Германией и Британией, Россия выступает как главный “мотор” Евразийского Союза.
Пример НАТО подтверждает, что наличие лидера положительно сказывается на развитии и сплоченности международного формирования. Во многом, эрозия американского лидерства предопределила кризис Североатлантического Альянса, достигшего своего пика во время войны в Ираке 2003 г.