110 лет назад была освящена православная церковь в Коканде. 75 тысяч рублей на ее строительство собрали среди верующих.
По проекту архитектора Г.Н. Васильева она получилась выразительной и цельной по своей композиции. Над средней частью кокандской церкви возвышались пять лучковидных вытянутых куполов — крупный в центре и меньшие по четырем углам.
На оси главногов хода выделялся отдельно расположенный, идентичный им по форме и размерам, купол высокой колокольни. Изящную архитектуру кокандской церкви дополняли вытянутые полуциркульные, в белых наличниках, проемы окон, дверей и арочной звонницы в колокольне.
Творческий замысел зодчего был отражен в его пояснительной записке к проекту: «Церковь во имя чудотворной иконы Божией Матери» спроектирована в духе «памятников русского деревянного зодчества XVII века, из коих наиболее типичные суть: церковь в селе Останкино, церковь Иоанна Предтечи в Толчкове, Иоанна Златоуста в Коровниках, с отделкоюснаружи красным облицовочным кирпичом, фризы карнизов из майолики, пояски, наличники, колонки и цоколь из песчаника, пол из метлахских плиток, перекрытие железобетонное. Входные двери наподобие дверей Успенского собора в Москве».
В процессе строительства нижние и верхние подпружные арки, на которых установлен купольный парус, вместо железобетонных были сооружены кирпичными, в чем, как упоминалось, немалую роль сыграло мастерство узбекских каменщиков. Для внешней же отделки использовали привозной из России красный кирпич, а для второстепенных работ местный — новомаргиланский белый.
Дело, впрочем, уперлось в колокола.Не было металла. Только в в мае 1910 года после вмешательства военного губернатора было получено разрешение использовать медные пушки из кокандского дворца Худояр-хана. Но дишь после снятия с них надписей для передачи в Туркестанский публичный музей.
Из ханских пушек были отлиты 300-пудовый большой колокол, названный «Михаил Скобелев» (дабы при каждом ударе прославлялось имя этого героя), и малые соответствующие ему колокола.
Величественный храм в Коканде просуществовал лишь четверть века: большевики в 1934 году закрыли его. Звонницу снесли, а здание долгое время служило то госпиталем, то складом. Лишь в 1945 году прихожане смогли зарегистрировать вновь православный приход.
Так сейчас выглядит здание этой церкви в Коканде
Нынешняя кокандская церковь примечательна тем, что на ее стенах… висят картины. Но это вовсе не традиционные православные иконы, а алтарные образы, которые больше характерны для католической церкви.
Так, на правой стене висит картина «Въезд Иисуса в Иерусалим», на левой «Благословение младенцев», а по центру «Иисус у моря». Рядом же с иконами располагается вольная копия с Васнецовской мадонны, а на входе — вольная копия с Ивановской картины «Явление Христа Марии Магдалине».
О появлении живописных полотен в кокандской церкви бытуют разные версии. Одна из них среди горожан считается наиболее достоверной, хотя доказательств ее подлинности нет.
Якобы после окончания войны в Узбекистан привезли пленных для использования их на строительстве различных сооружений. В Коканд попал итальянец, совершенно изможденный и тяжело больной. Ревностный католик, за неимением другой, стал посещать местную православную церковь Казанской Божьей Матери. Он не только молился, но и лепил из хлеба фигурки Мадонны, делал наброски карандашом на библейские темы на кусочках бумаги.
Кокандцы, узнав, что военнопленный итальянец профессиональный художник,попытались поднять его на ноги, откормить и вылечить. Сжалившись над измученным парнем, сестры храма пошли на хитрость. Дабы освободить тщедушного итальянца от тяжелой физической работы, они обратились к воинским властям с просьбой: якобы церкви «срочно понадобились» художественные работы. А так как в городе не было своего иконописца, было испрошено разрешение у начальства привлечь к сей работе итальянца.Получив его, купили холсты, кисти и краски, и художник получил возможность сменить строительные работы на творчество. Естественно, что акция эта не обошлась без проблем: о «подрывной деятельности» военнопленного завели дело в НКВД. И тогда церковь опять пошла на ложь во спасение. Чекистов уверили, что художник всего лишь отреставрировал имевшиеся в Коканде старинные картины и вернул их в храм.
Итальянец совсем недолго прожил после написания своих полотен. Благодарные прихожане похоронили его на местном кладбище вместе с остальными 68 его соотечественниками, завершившими свой жизненный путь вдали от родины. И ныне узнать, кто именно это был, и насколько правдива эта версия, весьма проблематично…
Рубен НАЗАРЬЯН
Господа,после такого заголовка ожидайте срача в комментариях.Кому из великобудущных понравится???
лично мне понравилась, то что сделали большевики в 1934, Коканд никогда не был русским
laziz, но ведь и узбекским Коканд никогда не был )) В Коканде издревле жили представители разных наций, племён и родов. При чём жили мирно все- узбеки, евреи, таджики, казахи, киргизы и другие… А уж сколько раз Коканд завоёвывали и не сосчитать- монголы, китайцы, арабы… Читай больше историю )) Ну, а то, что тебе понравилось, что большевики снесли храм в 1934 году, меня не удивляет, совсем. Не в первый раз ты показываешь своё мракобесие и русофобию. Слава Богу, что Узбекистан- это светское государство, современное, не феодальное, многонациональное, многоконфессиональное и дружное. Радует, что таких узколобых нациков у нас единицы ))
он же со 2 класса хлопок собирал круглый год, как же тут не стать узколобым…))
На ликвидацию Туркестанского (Кокандского) самоуправления Москва бросила 11 эшелонов с войсками и артиллерией. Сначала Красная армия обстреливала город из пушек, а потом запустили вооруженные отряды армянской партии «Дашнакцутюн». С 6 по 9 февраля 1918 они устроили в городе настоящую резню. Немногочисленные милиционеры под командованием Иргаш-бека не могли сдержать красноармейцев. В городе было вырезано 10 тысяч человек, в целом по Туркестанскому самоуправлению 40 тысяч.
https://bezkaski.livejournal.com/979145.html
https://news.day.az/politics/573339.html
молодцы красноармейцы…
не подавили бы басмачей, пялились бы на апашек в парандже, почесываясь от укусов блох через дырявый халат…)
Какие узбеки? Сам Худояр — хан немало бы удивился, если бы его так назвали…А может, и осерчал бы! Внедрили это понятие ученые, один из них академик Бартольд! Для разделения понятий этносов
Средней Азии! Ну и большевики, Ленин, с своей поспешной телеграммой о создании республик, Узбекии — в том числе! Записывали поголовно в документы всех узбеками, понимая это ни как национальность, а г как гражданскую принадлежность. Если говорить о Кокандском ханстве в период его владычества в регионе, то в разношерстном составе- основной движущей силой были, скорее всего, предки нынешних киргизов… Но это это уже другая история.
Вот если бы русские поголовно владели такими знаниями,наша история в 91м пошла совсем другим путем.За 70 лет коммунистического терроризма в головушках наших алкашей угнездилась мысль,что Ср.Азия,Проебалтика и Кавказ-это какие-то заморские «страны» с богатой историей и свободолюбивым «народом»
А на самом-то деле Киев,Минск,Ташкент и пр…имеют такое же значение для русских,как и Москва и не знать это-позор.
ерунду какуюто сморозил, сам то понял что хотел сказать? …))
Эривань забыл указать.