В Московском Кремле открылась масштабная выставка к 400-летию Дома Романовых. Экспозиция «Венчания на царство и коронации в Московском Кремле» настолько велика, что разместилась сразу в нескольких исторических зданиях — Патриаршем дворце и Успенской звоннице.
Четыре сотни экспонатов отражают четыре века царствования второй и последней русской правящей династии. Хотя сейчас принято называть оценочную стоимость даже самых признанных шедевров, все эти национальные сокровища в буквальном смысле слова бесценны. Их никогда не выставляли на продажу, собственно, они никогда не покидали (не считая периода эвакуации во время Великой Отечественной войны) территорию Кремля. А потому никто не знает, сколько они в действительности стоят. Но бесценны они не только в таком узком меркантильном смысле: в московской, да и петровской, Руси царские регалии имели сакральное значение.
Главный совет посетителям: сколь бы ни было велико искушение сразу же зайти в находящийся ближе к Троицким воротам Патриарший дворец, обязательно осмотрите сначала экспозицию в Успенской звоннице. Иначе непременно «утонете» в посвящённой коронациям XVIII–XIX веков «имперской» части выставки, где экспонатов значительно больше. И потом будете кусать локти! Ведь в куда меньшем по площади выставочном зале звонницы впервые в истории вне пределов Оружейном палаты собраны все регалии, которыми венчались на царство восходившие на московский престол самодержцы.
Это не только всемирно известная легендарная шапка Мономаха. Не только её «дубликат» — изготовленная кремлёвскими мастерами так называемая шапка Мономаха второго наряда, которой 25 июля 1682 года венчался одновременно со старшим сводным братом Иваном Алексеевичем будущий первый российский император Пётр. Здесь же в соседних витринах — остальные компоненты царского венчального набора: шестиконечный наперсный Крест Животворящего Древа в золотой оправе с серебряной чеканной иконой-ковчегом; бармы (парадное широкое оплечье) двух первых царей из рода Романовых — Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича; расцвеченные драгоценными эмалями золотые скипетр и держава; золотая цепь Михаила Фёдоровича. К нашему времени большинство этих реликвий сами успели обрасти многочисленными сказаниями, предположениями, научными гипотезами и не вполне научными, но заслуживающими внимания версиями.
К примеру, согласно надписи на ковчеге, Животворящий Крест изготовлен из древа, привезённого на Русь митрополитом Эфесским в составе даров византийского императора Константина Мономаха. Как предполагают современные историки, этим крестом возводились на престол все русские цари, начиная с венчавшегося на царство в 1547 году Ивана IV. Древнюю державу Михаила Фёдоровича (помимо неё, история донесла до нас её «преемницу» — державу Алексея Михайловича, также представленную в экспозиции), официальная историография XVIII столетия включала в перечень пожалованных византийским императором киевскому князю Владимиру Всеволодовичу инсигний. Сейчас учёные не разделяют мнения о столь древнем происхождении. Как значится в официальном каталоге выставки, стилистические особенности державы прямо указывают на эпоху позднего Возрождения. Если верна эта версия, в Россию регалия попала, скорее всего, в 1604 году из Праги с посольством Генриха фон Логау.
Кстати, полный выставочный каталог — два толстых тома — продаётся здесь же, причём за весьма скромную, учитывая объём информации, сумму. Великолепное издание, насыщенное поистине энциклопедическими сведениями о венчальных ритуалах и государственных коронационных церемониалах, словно демонстрирует перед читателем четыре века русской монархии «в разрезе». И когда подходишь к витринам с драгоценными кремлёвскими серебряными сервизами, кажется, слышны здравицы в честь нового царя из Грановитой палаты…
Впервые на публике выставляются ещё три экспоната, прошедшие длительную и кропотливую реставрацию. Это коронационные кафтан и камзол Петра II (Франция, 1727 год), отороченная горностаем (на пошив пошло девятьсот шкурок) атласно-парчовая коронационная мантия вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны (Санкт-Петербург, 1896 год) и гигантский подвесной балдахин для оформления тронного места в Успенском соборе (Россия, 1724 год).
О вкусах не спорят, но автора этих строк больше всего впечатлил последний, размером 3 на 2,5 метра. Особенно с учётом того, что это, строго говоря, не весь балдахин, а только его внутренняя, обращённая к присутствующим и к императорской чете поверхность — так называемый плафон. Процедура возведения плафона под своды Успенского собора при помощи специальных блоков занимала несколько дней, а закрепляли его пять дюжих артиллеристов. Неудивительно, что реставрация этой махины силами целой мастерской Оружейной палаты заняла два года.
Выставка открыта до 22 января 2014 года.
Дмитрий Анохин, Москва