2014 год был для Крыма годом не простым. Другого и сложно было ожидать, когда так резко всё меняется.
Более всего пострадали те, кто занимался курортным и туристическим бизнесом. Отдыхать в Крым в 2014 году приехали вдвое меньше, чем в 2013 году. И если отдыхающих россиян в Крыму стало даже чуть больше, то украинцы просто боялись ехать в Крым.
Сказалась и транспортная блокада Крыма. Сейчас по Украине поезда в Крым не ходят совсем. В 2014 году еще как-то ходили, но их то и дело отменяли.
В результате основной транспортной магистралью в Крым стала керченская паромная переправа. Паром берет на борт 150 автомобилей и 250 человек. И с учетом того, что их ходило четыре с интервалом полчаса, — это всего 300 автомобилей и 500 человек в час. А железнодорожный паром берет на борт всего 9 пассажирских вагонов. Один поезд перевезти — две ходки делать. И люди ждали переправы по несколько суток.
Были проблемы и с водой. Из-за того, что Украина перекрыла Северо-Крымский канал. Но воду эту всё равно не пили. Она использовалась исключительно для полива. В результате рис в Крыму вообще не сеяли. Без воды никак. Сельское хозяйство в степной части Крыма пострадало. Хотя прежде были высокие урожаи. А питьевая вода — она из скважин.
Были перебои и с электроэнергией. Потому как с Украины Крым ее получает. Так сложилось еще в советское время. АЭС в Крыму решили не строить. Чтобы не нарушать экологию. Но проблемы эти временные все. Россия ударными темпами строит мост через остров Тузла. И автомобильный, и железнодорожный. С большой пропускной способностью.
Воду решили завести из Кубани, проложив трубы по дну Керченского пролива. А электроэнергию с территории России через Керченский пролив — так это и вовсе на год работы всего. Украина могла бы получать экономическую выгоду и от транспортного обслуживания Крыма, и за поставляемую в Крым воду, и за электроэнергию. Но Украина себе в убыток использует эти возможности исключительно для политического давления. Политический эффект от этого нулевой. Получается только крымчан против себя настраивать. А через 3-4 года этой возможности у Украины уже не будет вовсе.
Теперь о приобретениях. Очень сильно выиграли пенсионеры и бюджетники. Рост зарплат и пенсий, бесплатная медицина, новое оборудование для лечения и обследований, двойные льготы. Средняя заработная плата на Украине в январе текущего года составила 3455 гривен. По текущему курсу 28,5 рубля за 10 гривен это составляет всего 9780 рублей, отмечает аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов. Тогда как в Крыму средняя заработная плата превышает 21 тысячу рублей. Средняя зарплата врачей увеличилась до 34 тыс. рублей, учителей — до 24 тыс. Если переводить это в доллары, то при нынешнем курсе 52 рубля за доллар у врачей зарплата 653 доллара, а у учителей 460 долларов. На Украине о таких зарплатах и не мечтают.
Теперь пенсии. Средний размер пенсий в Республике Крым достигает практически 12 тысяч рублей», — сообщила управляющая отделением Пенсионного фонда РФ по Республике Крым Людмила Кудрявцева.
«Все пенсии крымчан были удвоены, потом умножены на коэффициент 3,8. По сравнению с тем, что они получали в украинском государстве, — абсолютно несравнимые цифры. Причем если на Украине у пенсионеров отбирают все льготы, какие были, и даже налогом пенсии стали облагать, в Крыму льготы для пенсионеров только увеличивают.
Ну и не было в Крыму такого скачка цен, как на Украине в этом году. А 2014 год отметился еще и заметно выросшим спросом на автомобили. Это видно даже невооруженным глазом. Машин на дорогах в Крыму даже зимой стало больше, чем прежде было летом в сезон массового отдыха. Это потому, что у людей появились деньги. И еще были большие разовые выплаты, когда всё пересчитали.
Разительно изменилось медицинское обслуживание.
«Обеспечение лучше стало, медикаментов больше, питание для пациентов полностью бесплатное. Также обеспечение для операций бесплатное, а раньше все покупали пациенты, — рассказывает Владимир Йовбак, заведующий отделением сосудистой хирургии больницы имени Семашко в Симферополе. — Сейчас благодаря обязательному медстрахованию сколько людей принял — столько надбавок к заработной плате и получил. Оценивается качество работы врача и всех сотрудников. Техническое обеспечение тоже улучшилось, модернизация раньше у нас не проводилась, а сейчас пришли компьютеры, томографы и УЗИ-аппараты. То, что мы заказываем, то и выделяют».
Причем не только граждане России пользуются страховой медициной.
Теперь о настроениях самих крымчан. Чтобы не быть голословным, сошлюсь на американские и европейские источники. Американские журналисты нанесли удар ниже пояса. В Forbes вышла статья «Год после российской аннексии Крыма, местные предпочитают Москву Киеву». Собственно, статья основана в первую очередь на исследованиях двух авторитетных западных социологических структур — американского института Гэллапа и немецкой GFK. Последняя, к слову, является крупнейшей в своем роде структурой Германии и входит в четверку ведущих социологических «контор» во всем мире. Так что сомневаться в результатах ее исследований, думаю, нет оснований даже у самых закоренелых западников.
Проанализировав результаты опросов, журналист Кеннет Рапоза приходит просто к шокирующим для жителя западного мира выводам относительно ситуации в Крыму: «Местные жители — будь то украинцы, этнические русские или татары — единодушны в одном: жизнь с Россией лучше, чем жизнь с Украиной».
Он напоминает читателям об исследовании, проведенном Gallup совместно с Наблюдательным советом по международному вещанию в 2014 году в Крыму. Почти 83% жителей Крыма тогда сказали, что результаты мартовского референдума реально соответствуют чаяниям и устремлениям жителей полуострова.
И вот в январе-феврале 2015-го итоги года жизни крымчан в России решила подвести немецкая GFK. И эти результаты оказались для Запада просто сенсационными. 82% крымчан заявили об однозначном одобрении воссоединения Крыма с Россией. Еще 11% — одобряют по большей части. Не одобряют воссоединение всего 2% населения.
Так что если в Киеве кто-то думает, что крымчане мечтают вернуться, то от иллюзий следует избавляться.