Война за умы и сердца людей требует миллиардных инвестиций.
Победа одного государства или группы государств над другим достигается не только на поле боя, но и экономическим, политическим, информационным оружием. Если применяется термин «победа» и «оружие», то уместно употребить и термин «война». А для любой войны нужны три вещи: деньги, деньги и еще раз деньги. Так якобы ответил маршал Джан-Джакопо Тривульцио (1448–1518) на вопрос Людовика XII, какие приготовления нужны для завоевания Миланского герцогства.
Целью экономической, политической, информационной войны, развязанной против России, является изменение внешнеполитического курса государства через смену правящей элиты посредством реализации сценария цветной революции.
По мнению секретаря Совета безопасности России Николая Патрушева, с учетом европейского и азиатско-тихоокеанского основных направлений американской экономической экспансии в замыслах администрации создание под собственной эгидой зон свободной торговли с Евросоюзом и странами АТР.
«При этом в Вашингтоне не могут не осознавать, что при нынешнем подходе США к решению этих задач конфронтация с Россией и Китаем будет неизбежной».
Николай Патрушев в одном из своих интервью сказал: «В администрации США рассчитывают, что принимаемые антироссийские меры приведут к ухудшению качества жизни населения, повлекут за собой массовые протесты, а это подтолкнет российских граждан к смене нынешнего руководства с использованием сценариев цветных революций. Примечательно, что сегодня Вашингтон впервые открыто закладывает в свой государственный бюджет расходы на противодействие России».
Ни одно правительство до недавнего времени официально не признавалось в финансировании оппозиционного, протестного движения и цветных революций в соседней или любой другой стране. Однако это не значит, что они не заинтересованы в создании комфортных условий для реализации своей внешней политики и экономических планов.
В Восточной Европе и Средней Азии такими объектами внимания для США и ЕС являются государства, получившие независимость после роспуска СССР. Главное-«оторвать» их экономику и политику от России и СНГ в целом.
АМЕРИКАНСКИЙ БЮДЖЕТ «ДЕМОКРАТИЗАЦИИ» РОССИИ
Первичными и самыми крупными источниками финансирования «демократизации» государств бывшего СССР являются государственные бюджеты США и Великобритании, бюджет Европейского союза и входящих в него государств.
В США распределение средств среди правительственных и неправительственных некоммерческих организаций (НКО), участвующих в организации и финансировании оппозиционных движений на территории бывшего СССР, происходит через органы исполнительной власти – Государственный департамент и Агентство США по международному развитию (U.S. Agency for International Development – USAID). О финансовых возможностях USAID можно судить по докладу, подготовленному Счетной палатой США, об эффективности 10 проектов Агентства по оказанию помощи России, реализованных в 1990–1994 годы. В докладе, опубликованном 3 августа 1995 года, указана сумма в 64,6 млн долл. Заметим, что это только по 10 проектам и только в России, а всего USAID реализует более 1 тыс. проектов по всему миру.
В сентябре 2012 года МИД России официально уведомил американскую сторону, что деятельность в Российской Федерации USAID должна быть прекращена с 1 октября текущего года. Суть претензий Москвы к организации 19 сентября 2012 года обнародовал представитель МИД России Александр Лукашевич: «Такое решение вызвано в первую очередь тем, что характер работы представителей агентства в нашей стране далеко не всегда отвечал заявленным целям содействия развитию двустороннего гуманитарного сотрудничества. Речь идет о попытках влиять через распределение грантов на политические процессы, включая выборы различного уровня, и институты гражданского общества. Серьезные вопросы вызывала активность AMP в российских регионах, особенно на Северном Кавказе, о чем мы неоднократно предупреждали наших американских коллег».
Таким образом, USAID вынуждено было свернуть свою деятельность в России. Но это не значит, что Госдепартамент США отказался от финансирования российской оппозиции. «Хотя физическое присутствие USAID в России подошло к концу, мы по-прежнему привержены задаче поддержки демократии, прав человека и развития здорового гражданского общества в России. Мы стремимся продолжать сотрудничество с российскими неправительственными организациями», – сообщила официальный представитель Госдепартамента США Виктория Нуланд.
На брифинге она назвала общую сумму расходов.
«За последние 20 лет работы в России USAID предоставило около 2,7 млрд долл. на программы различной направленности», – сказала Нуланд.
Крупнейшим получателем бюджетных средств через USAID является Национальный фонд в поддержку демократии (National Endowment for Democracy – NED). Его ежегодный бюджет постоянно растет. В мае 2012 года Комитет по ассигнованиям сената США рекомендовал конгрессу в 2013 финансовом году выделить на финансирование NED по статье «Государственный департамент зарубежных операций и соответствующих программ» еще больше – 236 млн долл., из которых 200 млн долл. «должны быть выделены в традиционном и обычном порядке, как и в предыдущие финансовые годы, чтобы включить основные институты».
Финансирование NED осуществляется также из частных фондов, таких как Фонд Смита Ричардсона, Фонд Джона М. Олина и Фонд Линда и Гарри Брэдли.
Например, в период с 1987 по 2005 год эти организации перечислили Национальному фонду в поддержку демократии около 2 млн долл. Источниками финансирования названных фондов, в свою очередь, являются отчисления с доходов содержащих их компаний, получаемых от выполнения государственных контрактов.
Как следует из материалов USAID, около половины бюджета NED расходует на деятельность четырех ассоциированных организаций:
1) Американский центр международной трудовой солидарности (American Center of International Labor Solidarity – ACILS), более известный как Центр солидарности (Solidarity Center) Американской федерации труда и Конгресса производственных профсоюзов (American Federation of Labor and Congress of Industrial Organizations – AFL-CIO);
2) Центр международного частного предпринимательства (Center for International Private Enterprise CIPE);
3) Международный республиканский институт (International Republican Institute – IRI);
4) Национальный демократический институт по международным вопросам (National Democratic Institute for International Affairs – NDIFIA, также NDI).
Все они имеют свои офисы в Грузии, Киргизии, Молдавии и Украине. Дополнительно, помимо четырех этих стран, офисы CIPE есть в Азербайджане, Армении, Белоруссии, Казахстане, Таджикистане, Туркменистане и Узбекистане. IRI имеет представительства в Азербайджане, Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстане, Киргизии, Молдавии, России и Украине. Каждый из офисов или представительств является пунктом распределения средств между НКО той страны, в которой он работает.
В 2001 году Александр Домрин, в то время – приглашенный профессор Школы права Айовского университета, в «Дипкурьере» (приложение к «Независимой газете») опубликовал статью «Грустная история американской помощи Москве», в которой привел данные из доклада Главного контрольно-финансового управления конгресса США о том, что в период 1992–1997 годов из бюджета USAID в рамках финансирования программ IRI и NDI было направлено 17,4 млн долл. на оказание «помощи реформистским политическим партиям в деле укрепления их организационных структур и усиления их роли на выборах» в России.
Ежегодно NED оказывает финансовое содействие сотням неправительственных организаций во всем мире. NED, как отмечено на его сайте, ждет заявок от организаций, работающих в странах с разным строем, в том числе вновь провозглашенной демократией, полуавторитарным режимом, репрессивным строем и стран, переходящих на демократические рельсы. В 2010 году объем финансирования Национальным фондом различных политических и научных проектов в России составил около 2,8 млн долл., а в 2012 году – 3 млн долл.
Среди получателей этих денег – независимые организации, осуществляющие мониторинг нарушений на выборах, и российский офис американского НКО «Национальный демократический институт» (National Democratic Institute – NDI), тесно связанный с NED.
В бюджет NDI поступают взносы от правительств более 20 государств, многочисленных зарубежных фондов, корпораций и организаций. По состоянию на вторую половину октября 2015 года в бюджет NDI, согласно опубликованным им данным, поступило 7,7 млн евро. Среди доноров – хорошо известные в России энергетическая компания Chevron Corporation, Facebook, «Гербалайф», Coca-Cola Company, Visa Inc. и др. Без преувеличения можно сказать, что когда человек покупает гербалайф или кока-колу, осуществляет транзакцию с помощью своей банковской карты Visa – он участвует в финансировании протестного движения в России.
В 2012 году офис NDI в России был закрыт. Однако институт продолжил работать с партнерскими организациями, проявляющими интерес к международному опыту и практикам мониторинга политического процесса, укреплению гражданских и политических организаций и поддержке инициатив по повышению гражданского участия в общественно-политических процессах на региональном уровне.
Закрытие офиса NDI в Москве мало отразилось на деятельности NED в России. Используя возможности подконтрольных российских коммерческих и некоммерческих организаций, NED участвовал в работе по признанию нелегитимными итогов выборных кампаний, организации политических акций с целью влияния на принимаемые органами власти решения, дискредитации службы в Вооруженных силах России.
В 2013–2014 годах NED, по данным Генеральной прокуратуры РФ, предоставил российским коммерческим и некоммерческим структурам финансовую помощь на сумму около 5,2 млн долл. Учитывая общую направленность деятельности фонда, прокуратура сделала вывод о том, что NED представляет угрозу основам конституционного строя Российской Федерации, обороноспособности и безопасности государства. Распоряжением Минюста России № 1076-р от 29 июля 2015 года Национальный фонд в поддержку демократии был включен в перечень иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации.
По состоянию на 26 ноября 2015 года в реестре Минюста РФ числились 87 НКО, выполняющих функции иностранного агента, то есть получающих финансовые и материальные средства из иностранных источников.
На сайтах посольств США в Ашхабаде, Бишкеке, Душанбе, Киеве, Минске и других столицах государств, образовавшихся на постсоветском пространстве, предлагаются гранты в 30 тыс. долл. оппозиционным общественным организациям на ведение протестной работы в их странах.
Бюджетное финансирование получают также зарубежные государственные организации, участвующие в информационном обеспечении протестных движений в странах бывшего СССР. Среди них – Совет управляющих вещанием США (Broadcasting Board of Governors – BBG). Через это независимое федеральное агентство правительство США контролирует международные средства массовой информации – «Голос Америки», радио «Свободная Европа»/Радио «Свобода», Управление вещанием на Кубу, радио «Свободная Азия» и Ближневосточную радиотрансляционную сеть.
В феврале 2015 года госсекретарь Джон Керри попросил конгресс выделить больше денег на «продвижение демократии» во всем мире. «Россию сегодня (так в оригинале. – «НГ») можно услышать на английском языке, у нас есть эквивалент, который можно услышать на русском языке?» По мнению Керри, требовалось 639 млн долл., «чтобы помочь нашим друзьям в Украине, Грузии и Молдове, поскольку они стремятся укрепить свои демократии, выдержать давление со стороны России и более тесно интегрироваться в Европу».
О характере деятельности BBG в отношении России можно судить по бюджетному запросу BBG в Конгресс США на 2016 финансовый год. В марте 2015 года Агентство попросило 27,8 млн долл. на реализацию пяти основных проектов, в том числе: на противодействие ИГ – 6,1 млн долл. и на «противодействие реваншистской России» – 15,4 млн долл. То есть «реваншизм» России в ценовой шкале BBG в два с половиной раза опасней для США, чем ИГ.
Выступая перед Комитетом по иностранным делам Палаты представителей США 3 марта 2015 года, помощник госсекретаря США по делам Европы Виктория Нуланд заявила, что Государственный департамент значительно увеличит финансирование борьбы против «кремлевской пропаганды, отравляющей умы по всей России, на ее периферии и по всей Европе». Совет управляющих вещанием США в 2015 году увеличил объем финансирования программ на русском языке на 49% по сравнению с 2014 года, доведя его до 23,2 млн долл. Кроме того, Госдепартамент удовлетворил просьбу о выделении дополнительно 20 млн долл., чтобы «нарастить усилия по борьбе с ложью» – имеется в виду «кремлевская пропаганда».
По свидетельству Нуланд, часть средств будет использована на поддержку программ обмена студентами и поощрение группы гражданских активистов. Но большая часть денег будет потрачена на обучение русскоязычных журналистов и предоставление им доступа к основанным на фактах выпускам новостей. В дополнение к увеличению бюджета Совета управляющих вещанием США конгресс утвердил расходы в сумме 10 млн долл. на поддержку русскоязычных СМИ в Восточной Европе. Это решение было принято в соответствии с законом о поддержке свободы Украины.
ЕВРОПЕЙСКИЙ ВКЛАД В ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
В Великобритании финансирование «демократизации» стран Восточной Европы и бывшего СССР осуществляется через Министерство иностранных дел и по делам Содружества Соединенного Королевства (Foreign and Commonwealth Office – FCO) и Министерство международного развития Великобритании (Department for International Development – DID).
23 ноября 2015 года правительство Великобритании обнародовало пятилетнюю «Стратегию национальной безопасности и Стратегический обзор в области обороны и безопасности» (National Security Strategy and Strategic Defence and Security Review 2015 – SDSR-2015). Предыдущий аналогичный документ был принят в 2010 году (SDSR-2010).
В предисловии к SDSR-2015 премьер-министр Дэвид Кэмерон пообещал, что страна будет использовать свой огромный бюджет развития и свою мягкую силу для продвижения британских ценностей. В SDSR-2015 подчеркивается, что Лондон продолжит применение мягкой силы для продвижения британских «ценностей и интересов». Для этого, в частности, планируется расширить вещание Всемирной службы корпорации «Би-би-си» на территорию России, а также КНДР, стран Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии и Африки. Увеличение финансирования Би-би-си прописано в документе отдельной строкой. С 2017–2018 годов на развитие цифровых, телевизионных и радиопродуктов Всемирной службы будет выделяться ежегодно 85 млн фунтов стерлингов (130 млн долл.).
По данным самой корпорации, в 2016–2017 годах финансирование составит 34 млн фунтов стерлингов (51,5 млн долл.) В сентябре Би-би-си, говоря о планах активизации вещания на Россию, объявила о расширении присутствия в Интернете на таких платформах, как русскоязычный сегмент YouTube и его российский аналог RuTube. Тогда же говорилось о том, что будет проведена «оценка экономической целесообразности создания спутникового телеканала для России».
С FCO и DID тесно связан Вестминстерский фонд за демократию (Westminster Foundation for Democracy – WFD), отчего западные исследователи отмечают его «квазиправительственный характер». Фонд создан по модели американской NED для содействия развитию демократических институтов за рубежом и зарегистрирован в качестве компании с ограниченной ответственностью. WFD получает финансирование из FCO и DID. О расходовании бюджетных средств WFD отчитывается перед парламентом Великобритании, о чем открыто заявляет на своем официальном сайте.
В Евросоюзе источником финансирования «продвижения демократии» является его высший орган исполнительной власти – Европейская комиссия. Здесь аналогом NED выступает Европейский фонд демократии (European Endowment for Democracy – EED), призванный поддерживать демократические перемены в странах восточного и южного соседства Евросоюза. ЕЕВ предоставляет финансовые гранты журналистам, блогерам, незарегистрированным НКО, а также политическим движениям, в том числе находящимся в изгнании. В 2015 году Фонд финансировал 155 инициатив, ориентированных «на поддержку демократических движений» в Армении, Азербайджане, Белоруссии, Молдавии, Украине и некоторых других странах. Финансовые инъекции со стороны EED могут различаться по размеру и продолжительности. Средние гранты обычно бывают в пределах от 10 до 150 тыс. евро.
Деятельность государственных фондов, то есть полностью финансируемых государством, имеет общенациональные или геополитические цели. Она координируется и контролируется государственными органами исполнительной власти. Такие фонды отчитываются в расходовании средств перед государством в лице парламента или уполномоченного ведомства. Из бюджетов органов исполнительной власти средства переводятся на счета специальных международных, региональных и национальных фондов.
Кроме того, члены Евросоюза реализует свою государственную программу финансирования НКО в странах бывшего СССР. В качестве примера можно привести государственную программу «Малые проекты посольства Королевства Нидерландов» (Matra/KAP).
Финансирование оппозиции на постсоветском пространстве осуществляют также сопредельные государства, имеющие общую границу или считающие регион зоной своих политических и экономических интересов. К таким фондам относится Черноморский фонд регионального сотрудничества, штаб-квартира которого находится в Бухаресте (Румыния).
Бюджетные средства, предназначенные для финансирования оппозиционных политических и общественных организаций и движений в России, Белоруссии, Украине, Киргизии и других республиках бывшего Советского Союза, передаются через дипломатические представительства Великобритании, Германии, Нидерландов, Норвегии, Польши, Швейцарии и Швеции. Диппредставительства распределяют средства между крупными и средними оппозиционными движениями и организациями, а те, в свою очередь, распределяют их среди менее крупных и совсем мелких местных общественных организаций, численность которых может не превышать 15–20 человек.
ЧАСТНЫЕ ФОНДЫ НАМ ПОМОГУТ
Вторым главным источником финансирования оппозиции в странах бывшего СССР являются частные фонды. Они формируют свои бюджеты в основном за счет частных и корпоративных благотворительных пожертвований. Только в США, по подсчетам специалистов, их более 2 тыс. По объему привлекаемых на благотворительные цели средств их можно разделить на большие, как Фонд Форда (Ford Foundation) с бюджетом 598 млн долл., и маленькие, как Фонд Дж.М. Каплана (J.M. Kaplan Found) с бюджетом 6,9 млн долл. Фонды различаются также по целевым (защита прав человека, развитие независимых СМИ, гражданский контроль, народовластие и т.д.) и политическим (либеральные и консервативные) признакам. Среди них есть корпоративные, как Фонд Форда или Программа малых грантов при Всемирном банке (штаб-квартира в Вашингтоне, представительство в Киеве), и финансово-инвестиционные, как Фонд Сороса (Soros Foundation Network).
Вместе с частными фондами корпоративные являются вторым главным источником финансирования оппозиционных организаций и протестных движений на всех этапах их развития – от формирования кадрового состава до непосредственного осуществления цветных революций и последующего контроля за их результатами через подготовленных на деньги фондов лидеров оппозиции. При этом размывается само понятие государственного суверенитета.
Примером успешной деятельности по финансированию подготовки и осуществлению цветной революции является работа фонд «Украина–США». Он был создан в 1991 году «для содействия развитию демократии, рыночным реформам и развитию прав человека в Украине» с задачей поддерживать связи между США и Украиной, «чтобы сделать возможным мир и благосостояние через развитие общих демократических ценностей». Отделения фонда находятся в Киеве, Донецке, Львове, Харькове, Херсоне и Черкассах. В штатном расписании отделений предусмотрены должности директора, заместителя директора, бухгалтера.
На конференции фонда «Украина–США» 13 декабря 2013 года помощник госсекретаря США по европейским и евразийским делам посол Виктории Нуланд заявила: «С момента объявления независимости Украины в 1991 году Соединенные Штаты поддерживали украинский народ, приобретающий навыки демократии и создающий демократические институты, добивающийся более активного участия в гражданской жизни и добросовестного управления – необходимых предпосылок для реализации Украиной ее проевропейских устремлений. Мы инвестировали более 5 млрд долл., стремясь помочь Украине в достижении этих и других целей, призванных обеспечить безопасность, процветание и демократическое устройство страны.
Сегодня в украинском правительстве, деловых кругах, в рядах оппозиции, гражданского общества и религиозных сообществ немало влиятельных лиц, которые верят в это демократическое европейское будущее своей страны и работают не покладая рук, стремясь направить страну и своего президента в нужном направлении. Мы призываем правительство, мы призываем президента прислушаться к этим голосам, прислушаться к украинскому народу, прислушаться к евромайдану и помочь Украине сделать шаг вперед».
Выступая перед комитетом по иностранным делам палаты представителей США 3 марта 2015 года, Виктория Нуланд заявила, что Государственный департамент значительно увеличит финансирование борьбы против «кремлевской пропаганды, отравляющей умы по всей России, на ее периферии и по всей Европе». Совет управляющих вещанием США в 2015 году увеличил объем финансирования программ на русском языке на 49% по сравнению с 2014 годом, доведя его до 23,2 млн долл. Госдепартамент удовлетворил просьбу о выделении дополнительно 20 млн долл., чтобы «нарастить усилия в борьбе с ложью» – имеется в виду «кремлевская пропаганда». По свидетельству Нуланд, часть средств будет использована на поддержку программ обмена студентами и поощрение группы гражданских активистов. Но большая часть денег будет потрачена на обучение русскоязычных журналистов и предоставление им доступа к основанным на фактах выпускам новостей. В дополнение к увеличению бюджета Совета управляющих вещанием США, конгресс утвердил расходы в сумме 10 млн долл. на поддержку русскоязычных СМИ в Восточной Европе. Это решение было принято в соответствии с законом о поддержке свободы Украины.
Целью любых инвестиций является извлечение прибыли, это неотъемлемая часть современной экономики. Конечная цель американской дипломатии, как это описано в «Четырехлетнем обзоре дипломатии и развития – 2015», – через Транстихоокеанское партнерство Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство «поставить Соединенные Штаты в центр зоны свободной торговли, покрывающей две трети мировой экономики».
Инвестиции в отличие от кредитов всегда имеют высокую степень риска, так как возвращаются и приносят доход только в прибыльных проектах. Все это заранее просчитывается в правительствах, когда принимаются решения о направлении миллиардов долларов (фунтов, евро) на ослабление существующих или потенциальных конкурентов. И если деньги на цветные революции из государственных бюджетов все-таки выделяются, значит, это кому-то надо, значит, риск оправдан. В конечном счете высокие ставки на «Великой шахматной доске» оправдывают все возможные временные потери.
Людмила Гундарова,
политолог.