Не секрет, что за последние годы отношения между Россией и Узбекистаном складывались совсем не просто. Причем, исключительно по вине официального Ташкента, точнее Ислама Каримова.
Напомним только основные «вехи» этого трудного пути.
Так, первая серьезная проблема возникла, когда Узбекистан отказался возвращать многомиллионный долг, взятый еще при Ельцине для спасения бюджета.
Причина была абсолютно надуманной, тем более, что постановление на этот счет против воли правительства принял «вдруг осмелевший» парламент. Этот факт надолго подорвал доверие к республике. В результате Узбекистан остался без российских кредитов.
Можно вспомнить и бесславный конец ташкентского авиационного завода, пятого в мире по мощности. Хотя сначала по нему было достигнуто правительственное соглашение. Его также заблокировал узбекский парламент. В результате были сорваны ряд крупных контрактов, утеряна выгода, «сгорели» десятки тысяч рабочих мест, Россия вынужденно, с большими трудностями перенесла выпуск ИЛ-76 и ИД-114 в Ульяновск и Нижний Новгород.
Из-за жесткого протекционизма, а подчас и откровенного преследования, из Узбекистана ушли Балтимор, МТС, Трансмаш, Вин-Биль-Дан, десятки других инвесторов. Сегодня в республике нет ни одного представительства, скажем, Сбербанка. Зато присутствуют корейские, турецкие, немецкие. Последний российский банк «Восток» с автоматчиками был выброшен из Ташкента еще в начале 90-ых годов прошлого века. Зато узбекский «Азияинвест» прекрасно себя чувствует в Москве.
Не сложились и политические отношения. В 2005-ом году, после мятежа в Андижане, Узбекистан объявил о вступлении в Таможенный союз, о возвращении в ОДКБ, были заключены с Москвой ключевые договоры о стратегическом партнерстве и союзничестве. Спустя пару лет Ташкент развернулся спиной к Москве.
Дело дошло до мелочей. Три председателя Русских культурных центров бежали из Узбекистана под страхом уголовного преследования. Учителей-русистов перестали пускать на повышение квалификации в Россию. Была закрыта газета «Труд», пользовавшаяся популярностью у диаспоры. Начались гонения на русских журналистов, правозащитников, республику отрезали от российских СМИ и телевидения. Были переименованы улица Есенина, Горького, Пушкина…
Увы, но подобные факты можно перечислять еще долго. Не думается, что за ними – отношение простых узбеков к России и русским. Напротив. Миллионы трудовых мигрантов, десятки тысяч студентов в российских вузах, переполненные русские школы, бурный переселенческий поток из числа коренных жителей — все говорит о том, что местный народ по-прежнему видит в северном соседе верного друга.
В чем смысл визита Мирзиеева в белокаменную? Народы двух стран искренне ждут и надеются, что будут убраны искусственные шлагбаумы, надолбы и редуты, сняты пустые обвинения и подозрения. Метко заметил на этот счет киргизский президент Алмаз Атамбаев: хватит бороться за независимость, пора строить нормальные отношения. И у Шавката Мирзиеева есть драгоценный шанс исправить ошибки недавнего прошлого, открыть новую страницу в истории между Россией и Узбекистаном.