В Государственную Думу внесен разработанный законопроект, существенно упрощающий получение российского гражданства для «носителей русского языка». СМИ уже успели окрестить его «правом почвы».
В пояснительной записке к проекту, который по фамилиям самых известных его инициаторов можно назвать «законом Затулина -Поклонской», отмечается, что следует скорректировать часть 1 статьи 33.1 закона о гражданстве, что позволит претендовать на паспорт РФ «лицам, происходящим с исторических российских земель», которые сейчас лишены самой возможности попасть на собеседование в комиссию по признанию носителем русского языка.
На сегодня «носители русского языка» в соответствии с частью 2.1. статьи 14 закона о гражданстве могут получить гражданство РФ в упрощенном порядке (без необходимости постоянно проживать на территории страны в течение 5 лет) при условии отказа от имеющегося у них иностранного гражданства. Но для этого необходимо документально подтвердить этот факт.
Последняя норма порождает многочисленные коллизии.
Во-первых, от иностранного гражданства необходимо отказаться еще до того, как «носитель русского языка» получит вид на жительство, поскольку для этого также необходимо подтвердить начало процедуры отказа от иностранного гражданства. Причем для других категорий иностранцев, получающих российское гражданство, этого требования опять-таки нет.
Во-вторых, проблематичным может стать сам отказ от иностранного гражданства или даже «запуск» этой бюрократической процедуры.
Так, Узбекистан Крым российским не признает, и потому стать «носителями русского языка» его гражданам на территории полуострова невозможно. Для того, чтобы подать в украинское посольство или консульство заявление об отказе от гражданства, вначале необходимо поставить в заграничном паспорте штамп о выезде в другую страну на постоянное место жительства, а также предоставить документ, подтверждающий факт наличия или получения в скором будущем иностранного гражданства. То есть, гражданам Украины для отказа от ее гражданства надо вначале вернуться туда, что для многих «опальных» жителей охваченной гражданской войной страны попросту опасно.
Абсурдность ситуации, связанной с обязательным подтверждением отказа от иностранного гражданства, демонстрирует недавно попавший в СМИ случай с семьей Поминовых, 12 лет назад переехавших из Туркмении в поселок Гонжа на берега Амура. Гражданство РФ они сумели оформить лишь через три года после переезда. Но впоследствии оказалось, что специалист местного управления Федеральной миграционной службы оформила им паспорта незаконно, в связи с чем они оказались недействительными, и всю процедуру оформления гражданства теперь необходимо начинать заново. «…К сожалению, иного пути получения гражданства Российской Федерации, как через получение разрешения на временное проживание, для иностранных граждан в РФ не предусмотрено», — заявили местным СМИ в управлении по вопросам миграции УМВД по Амурской области, пояснив, что Поминовым необходимо сначала заочно, а потом по вызову обратится в посольство Туркменистана и восстановить паспорта этой страны, да еще и подтвердить гражданство младшего сына Дмитрия, который вообще родился в России. Более того, им «пошли навстречу», заявив, что границу Туркмении пересекать не надо…
О неэффективности нынешнего законодательства говорит и статистика Главного управления по миграции МВД РФ, согласно которой за все время его действия статус «носителей русского языка» получили только 20 тыс. человек, а гражданами РФ из них стали не более 6%.
Более того, из тысячи «носителей русского языка», имеющих гражданство Украины, российское гражданство получили лишь 24 человека. Всего же за прошлый год гражданство РФ приобрели 265,3 тыс. чел., 100,7 тыс. (40%) из которых ранее являлись гражданами Украины, 37,8 тыс. (14,3%) – Казахстана, 23,2 тыс. (8,8%) – Узбекистана, 23 тыс. (8,7%) – Таджикистана, 22,3 тыс. (8,4%) – Армении и 17,4 тыс. (6,6%) — Молдавии. То есть, абсолютное большинство русскоговорящих граждан республик бывшего СССР, к числу которых относится почти все население Украины и Казахстана, приобрело российское гражданство не благодаря тому, что является носителем русского языка, а вопреки этому.
Правда, положительную роль в стимулировании притока русскоязычного населения из стран СНГ сыграла программа переселения соотечественников, по которой в Россию за прошлый год прибыло 146,6 тыс. чел. Но и ее популярность по сравнению с предыдущим 2015 г. сократилась на 20%. К тому же программа переселения соотечественников направлена на привлечение квалифицированных специалистов, а отнюдь не русскоговорящего населения.
Предлагаемые законопроектом «Затулина-Поклонской» изменения предусматривает, что «носитель русского языка» получит вид на жительство без заявления об отказе от иностранного гражданства. То есть приехал в Россию человек из, скажем, Бухары, прошел комиссию, признали его «носителем», иди и получай вид на жительство. А дальше сам решай, оставаться гражданином Узбекистана или обрести со временем паспорт РФ. Но ты уже можешь работать, учиться, заниматься бизнесом наравне с россиянами. Понятно, это не касается госструктур и выборных прав.
Для упрощения порядка отказа от иностранного гражданства планируется внесение изменений и в «Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства», утвержденное указом президента РФ от 6 августа 2014 г.
В результате «социальная база» закона резко расширится за счет жителей стран ближнего зарубежья, а возможности признания их «носителями русского языка» возрастут, что должно способствовать притоку в РФ русскоговорящего населения.
Во многом появление этого законопроекта связано с массовым переселением в РФ граждан Украины, связанным с недавними «успехами» ее евроинтеграции. Но и в других регионах бывшего СССР число русскоязычного населения достаточно велико. Только в пяти республиках Средней Азии проживает более 5 млн. восточных славян.
Шансы на то, что законопроект будет принят, достаточно высоки, поскольку вопрос с упрощенным предоставлением гражданства русскоязычным жителям стран ближнего зарубежья действительно перезрел.
Правда, есть вопрос по поводу того, кого именно следует признавать «носителем русского языка». Помимо этнических русских, других восточных славян и «европейских» народов, большинство представителей которых хорошо владеет русским языком, его в той или иной мере знает и значительная часть титульного населения государств ближнего зарубежья. В Казахстане, например, русским языком владеет 84,4% всего населения, тогда как доля русских составляет всего около 1/5. В Киргизии к этой категории населения относится 48,6%, в Узбекистане – 41,3%, в Таджикистане – 33%, в Туркмении – 17%. В Армении, где русских почти не осталось, их языком владеет 58,6% жителей, в Азербайджане – 54,9%, в Грузии – 53,7%. Следуя нормам закона, их граждане, говорящие по-русски, также могут быть признаны «носителями русского языка» и получить гражданство РФ в упрощенном порядке. Или все-таки круг лиц ограничат коренными народами нынешней России и, прежде всего, русских?
Применение этого механизма приведет к тому, что украинцы, например, относятся к числу коренных народов России, исторически проживающих на ее территории, а население республик Средней Азии (без Казахстана) и Закавказья – нет.
Александр Шустов