«Мы достигли межпартийного соглашения о создании регулятора для СМИ», — заявил премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон.
Мне вот, признаться, даже страшно представить, что бы происходило сейчас в различных отечественных и не очень СМИ и социальных сетях, если бы российские власти сделали следующее объявление: «В Российской Федерации, согласно сообщению агентства «Reuters», будет создана специальная комиссия по контролю за прессой. Новый орган надзора будет иметь право взымать штрафы до 1,5 миллионов долларов, а также требовать от изданий официальных опровержений за клевету или посягательство на частную жизнь граждан».
Представили?!
Вот и я – тоже не могу.
Но вот если заменить наименование государства с РФ на UK, то, знаете ли, что самое смешное, -это уже по факту произошло.
И это – действительно так.
Причём самое в этой истории забавное, что штрафовать и требовать официальных извинений и опровержений данная спецкомиссия будет во вполне себе внесудебном порядке, по своему собственному усмотрению.
Вот такая вот свобода слова, простите мой французский.
И ведь мне не сильно жаль своих британских коллег по цеху. Они, в общем-то, уже давно нарывались: более «жёлтых», грязных, самым наглым образом вмешивающихся в частную жизнь и презирающих свои же собственные законы (вплоть до незаконной «прослушки» и не только) и плюющих на любые этические нормы средств массовой информации, чем в «старой доброй Англии», нет ни в каких банановых республиках.
Просто именно эта «свобода слова» вместе с банковской системой и системой международного права и была тем самым краеугольным камнем, на котором выстроена современная западная цивилизация — со всеми её несомненными достоинствами и не менее очевидными недостатками.
Теперь этих «камней»- больше нет.
Международное право закидали авиационными бомбами ещё в Югославии. Подтвердили, что это была не случайность, в Ираке. И окончательно объяснили, что нет больше никакого международного права, в Ливии.
Доверие к международной банковской системе было уничтожено одним-единственным ударом на Кипре: если такое возможно там, то почему, спрашивается, нельзя в других оффшорах, да и не только в оффшорах?
Вот уже и экс-министр финансов РФ и известный «атлантист» Кудрин соглашается, что «частный сектор должен участвовать в решении проблемы, иначе потеряет больше». «Обычно участие бизнеса в реструктуризации происходит в результате переговоров, но сейчас уже нет времени», — написал в своём «твиттере» экс-министр финансов.
Но это всё частности.
Главное тут другое, и это – надо очень чётко понимать.
Старого, привычного «цивилизованного» мира, в который большинство из нас так стремились, — кажется, больше не существует, и мы живём в каком-то «переходном периоде» к чему-то совершенно новому.
Каким будет это «новое», на сегодняшний момент, кажется, пока не знает никто, но нам в нём – уже жить.
Дмитрий Лекух, Москва