На заседании комитета по международным делам в палате общин состоялся примечательный диалог главы британского МИД Лиз Трасс с депутатом от Консервативной партии Крисом Брайантом.
— Саудовская Аравия — важный союзник Великобритании.
— И принц Мухаммед бен Сальман ответственен за убийство [журналиста] Джамаля Хашукджи, верно?
— Я… я хотела сказать, что Саудовская Аравия…
— Так он несёт ответственность или нет?
— …важный партнёр Великобритании.
— Казнь 81 человека за один день — и вы при этом не считаете Саудовскую Аравию авторитарным режимом?
(Пауза.)
— Я считаю, что наша страна должна бороться с главными угрозами для мира. Угроза номер один — это Россия! Чтобы победить её, мы должны получить доступ к альтернативным источникам энергии в странах Персидского залива. Мы живём не в идеальном мире, приходится делать сложный выбор. Для меня важно, что у Великобритании есть тесные связи со странами этого региона.
— И если в такой стране действует авторитарный режим, то с ним можно сотрудничать, потому что он авторитарен только к своим собственным гражданам, верно?
— Послушайте, в России режим вторгается в независимое государство и пытается создать великую Россию, создать СССР! И Китай тоже!..
Перед нами живая иллюстрация того, как быстро меняется мир. Раньше госпожа Трасс спокойно бы ответила, что «да, мы обеспокоены нарушением прав человека в Саудовской Аравии, в отношении саудовской королевской семьи будут наложены санкции. Будут возмущаться — отключим саудовские банки от SWIFT, а то и вовсе устроим гуманитарные бомбардировки. Ведь режим саудитов угнетает народ, там даже гей-парадов не проводят».
А сейчас госпожа Трасс лишь смущённо улыбается, тупит глазки в стол и неуклюже пытается сменить тему. Потому что она понимает, что расклад сил поменялся. Однополярный мир Запада уходит в прошлое. И с каждым годом неудобных вопросов для Лиз Трасс и любого другого западного политика будет больше, внятных ответов на них — меньше.
В какой-то момент вопросы просто перестанут задавать, потому что людям в Саудовской Аравии, Турции, Китае, России или Индии будет глубоко фиолетово, что о них думают на Западе, считает автор Стекломоя.