Первый звонок. Женщины в хиджабах ведут за руки девочек с огромными бантами и мальчиков в костюмах, в другой руке у них букеты георгинов. Это школа №66 на улице Хилокской в Новосибирске.
Ее директор Елена Кузина рассказывает, что «родители принимают все условия, как только поступают в школу. Вне уроков дети могут прийти в национальной одежде — ничего страшного, единственное, паранджа — это нет, а вот тюбетеечка — хорошо».
Все дети одеты одинаково — девочки в черных юбках и белых блузках, а мальчики в брюках и рубашках. Есть у всех и общий элемент — серые жилетки, которые школа сама закупила для учеников, как элемент единой формы.
Заметно, что в начальных классах больше детей-иностранцев, чем среди старшеклассников. Дело в том, что приезжие часто кочуют и долго в школе не задерживаются. Но есть и те, кто приводит в эту школу не первого ребенка.
«Русский уже знает у меня (сын), дочь здесь учится», — говорит на плохом русском папа Абдулах из Узбекистана, то и дело выглядывая сквозь толпу на свое чадо.
Сегодня его мальчик пришел в первый класс. По словам Абдулаха, в этой школе его дети будут учиться до получения аттестата.
Ссоры? Кузина поясняет, что чаще таджики ссорятся с таджиками, узбеки с узбеками.
Если ребенок не понимает язык, то первое время учитель его не трогает, дает освоиться. С такими детьми работают индивидуально. Для этого в школе есть все ресурсы — психолог, логопед, учитель с филологическим образованием, который имеет опыт работы с детьми разных национальностей.
«У нас была одна девочка, которая совсем не говорила…Она ходила и плакала, потому что она не понимала, где она находится. И она у нас была как дочь полка. Она сидела у меня, у каждого сотрудника…Что вы думаете? Проходит полгода, и она со мной разговаривает на чисто русском языке. Я сейчас говорю, а у меня мурашки, потому что у меня тогда был шок», — вспоминает собеседница.
Наступает самый важный момент — первый звонок. Девятиклассник Мухаммед Давлатов усаживает на плечо первоклассницу Юлю и проходит почетный круг.
Спустя 20 минут после начала урока дети уже освоились. На вопрос «Как у вас настроение?» хором отвечают «Хорошо!» Они еще очень послушны и ведут себя чересчур правильно. Руки на руку аккуратно сложены на парты, спинки выпрямлены, а широко распахнутые глаза устремлены на учителя.