Уровень рекламы в Средней Азии повышается, но общественные нравы не позволяют этой отрасли идти в ногу с мировыми стандартами.
«У нашего рынка большие перспективы. Это огромная территория, где проживает более 60 миллионов человек с родственной ментальностью», – сказала генеральный директор узбекского рекламного агентства URA Marketing Зарина Кадырова.
«Почти во всех странах СА отмечается стабильный рост ВВП, – сказала она «Средней Азии в Интернете», отметив, что только в Ташкенте насчитывается более 150 рекламных агентств. – В течение всего прошлого года рекламная индустрия восстанавливалась после падения объемов в результате глобального кризиса. Сейчас наметились тенденции роста».
Теперь покупатели и клиенты, особенно выросшие в советской серости, окружены более красочной рекламой.
Конкурсы демонстрируют изменения
4 декабря достижения в рекламе были представлены на региональном конкурсе среднеазиатской рекламы Best of Central Asia, который проводился во второй раз. Рекламные студии и специалисты из Узбекистана, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана продемонстрировали лучшие работы за 2012 год в разных категориях.
Более 60 участников из региона подали свои работы на суд жюри, которое было создано из представителей 10 лучших региональных рекламных агентств. Работы отбирались по следующим критериям: оригинальность содержания, юмор, цвет, рекламный призыв, музыка и т.д. Казахстан взял большинство число наград – 12.
«Ничего подобного до нас не было, а спрос на оценку профессионализма рекламных агентств имеется большой, – сказал Фархад Кучкаров, один из организаторов Best of Central Asia и основателей портала Worldofad.asia. – Это нужно всем: и клиентам, и агентствам, и тем, кто так или иначе связан с рекламной индустрией в регионе и даже вне его».
По словам Кучкарова, новое поколение рекламы более красочно по сравнению с предыдущим, и в ней часто рассказывается какая-нибудь история. Например, в одной рекламе дается объяснение, почему мать должна использовать конкретное посудомоечное средство, а не говорится просто: «купите наш продукт».
В рекламе в Средней Азии, как и на западе, начали использовать «мнения экспертов», чтобы улучшить имидж своей продукции. Кроме того, новое поколение рекламы более ответственно, например, реклама лекарств содержит дополнительную информацию о возможных побочных эффектах.
В большей части рекламных роликов повысилось качество фона и освещения, сказал он, объясняя это отчасти тем, что такие конкурсы, как «Best of Central Asia», стимулируют агентства и порождают дух соперничества в отрасли.
Преодоление табу
Несмотря на перемены, рекламные агентства Средней Азии отстают от своих зарубежных коллег из-за социальных табу, которые ограничивают рекламодателей в способах передачи послания. Например, в регионе не очень принимают рекламу с сексуальным подтекстом. Чтобы достичь прогресса, региональные рекламодатели могут начать бросать вызов таким культурным табу, сказал Кучкаров.
Рост и успех рекламной индустрии в странах региона серьезно отличается, сказал Фарход Норбаев, основатель узбекского агентства рекламы «Безлого».
«Казахские агентства имеют большой опыт и высококвалифицированных сотрудников. Поэтому они на голову выше наших, узбекских, – сказал он «Средней Азии в Интернете». – И идейно, и по исполнению наш регион пока уступает. Но я думаю, в скором времени все изменится. Мы и наши коллеги стараемся дать бой нашим соседям».
Тем не менее, уровень рекламы во всей Средней Азии значительно вырос, сказал креативный директор узбекского рекламного агентства BrandBox Кирилл Альтман.
«Могу с уверенностью это сказать как про регион, так и про Узбекистан в частности», – сказал он, отмечая те же изменения в производстве и подходе, которые отметил Кучкаров.
Реклама связана с экономическим ростом
На развитие рекламного бизнеса повлияла экономическая ситуация в каждой отдельной стране.
По словам Норбаева, из-за медленного развития экономики Таджикистана его рекламная отрасль отстает.
В самом конце идет Кыргызстан, при этом реклама в Казахстане является одной из самых быстро растущих в Средней Азии, сказал Александр Сорокин, дизайнер казахской компании Alexsas.ru.
«Причина тут очевидна, – сказал Сорокин «Средней Азии в Интернете». – Казахстан больше всего интегрирован в мировое бизнес-сообщество. Развитие рынка рекламы напрямую зависит от инвестиционного и общего бизнес-климата региона».
«Ну и совсем очевидно, что рынок рекламы в СА будет только расти, это закон развивающихся стран – тут уж никуда не денешься, – сказал он. – Но это при условии, что политическая ситуация в этих странах будет стабильна».