О ситуации в татарской общине и в исламской среде Крыма рассказывает руководитель севастопольского отделения народной партии «Милли Фирка» Ленур Усманов.
Как восприняли воссоединение Крыма с Россией в меджлисе крымско-татарского народа? Насколько благоразумна подобная позиция?
Руководство меджлиса попало в патовую ситуацию. Долгие годы взаимодействуя с прозападным, евроатлантическим Народным Рухом Украины, отстаивая позиции «майдана» — хунты, которая силовым способом захватила власть в Киеве — эта организация вела экстремистскую, националистическую политику против проживающих на Украине этнических русских, а также постоянно обливала грязью саму Россию. Риторика хунты на «майдане» была явно агрессивной (все мы помним кричалки вроде «Кто не скачет, тот москаль!»), и там радостно скакали руководители меджлиса, показывая свою антирусскую и антироссийскую позицию. В самом Крыму и в соцсетях члены меджлиса всячески давили на тех, кто смотрел в сторону России, призывая их «выметаться» вон. Твердя: «Мучает ностальгия — чемодан, вокзал, Россия», они не заметили, как Крым вернулся домой, в Россию.
Теперь, чтобы как-то оправдаться перед евроспонсорами и крымско-татарским народом, понимая, что полное игнорирование новых реалий приведет к отстранению от управления в Крыму, меджлис совершил ход конем, в частности, собрав внеочередной съезд-курултай и готовя некий «референдум» среди самих крымских татар.
С одной стороны, этим руководство меджлиса показывает Москве, что «за нами народ и с нами надо считаться».
С другой, оправдывается перед Киевом, что идти в сторону России — это, мол, решение народа. А главное — оправдались перед своей аудиторией, называя вхождение в правительство «вынужденной мерой».
Отражает ли меджлис настроения большинства крымских татар?
Меджлис не представляет большинства в среде крымских татар. За долгие годы прозападной риторики народ разочаровался в действиях меджлиса. Постоянная оппозиция власти, нерешенные вопросы по земельным участкам, отсутствие элементарных социальных условий, дорог, воды, света, канализации… Выросло целое поколение молодежи, которое не имеет возможности получить высшее или средне-специальное образование. А те, кто имеет высшее образование, не могут получить работу в государственных органах. Как правило, места получают только приближенные к меджлису. Участие большинства крымских татар в референдуме 16 марта — это осознанный шаг в сторону России.
Известно, что немалая часть национальной интеллигенции, да и просто крымско-татарского народа, положительно относится к России.
Совершенно верно. Особую роль в событиях февраля-марта сыграли наши старейшины-аксакалы. Именно благодаря их мудрости наша горячая молодёжь не пошла на поводу меджлиса и не пролилась кровь. Долгие годы бесплодного ожидания решения национальных проблем заставляют нашу интеллигенцию и бизнесменов задуматься о деструктивных действиях меджлиса. Ведь ни для кого не секрет, что Крым живет исключительно за счет туризма и приезда россиян. Россияне владеют многими объектами крымской недвижимости. У многих совместные браки, бизнес, история общей Победы, где наши старики вместе воевали против фашистов.
Да и потом, в самой России много крымских татар, казанских, башкирских татар, чеченцев, дагестанцев и других тюркских и мусульманских народов, которые живут в мире, живут хорошо. Все это воздействует на людей в положительном ключе, поворачивает их в сторону России. Наверное, будет правильно сказать, что так мыслит сейчас большинство крымских татар.
Но почему голос этой прогрессивно настроенной части народа почти не слышен?… С какими организациями и лидерами на этом направлении стоит сотрудничать российским властям?
Ответ элементарен: народ просто устал ждать и выживать. Постоянные пустые обещания власти и меджлиса разочаровали людей, они никому не верят, впали в апатию. Люди хотят просто жить и процветать. При этом любые попытки интеллигенции поставить меджлису острые вопросы замалчивались, а то и вовсе поливались грязью. У нас много организаций, которые всегда высказывались в сторону России и придерживались евразийского вектора, например, Национальное движение крымских татар и народная партия «Милли Фирка» во главе с председателем Васви Абдураимовым. Вот на них следует делать ставку.
Особую озабоченность вызывает положение в исламской среде. Контролирует ли Духовное управление мусульман Крыма во главе муфтием Эмирали Аблаевым ситуацию в религиозной сфере?
В исламской среде Крыма проблем много, начиная от отсутствия мечетей, заканчивая экстремистами. Нехватка квалифицированных имамов, попустительство, а то и прямое или скрытое насаждение деструктивных экстремистских сект, таких, как партия «Хизб ут-Тахрир», ваххабиты, так называемая партия «Братья-мусульмане», привели к тому, что часть молодежи стала членами этих структур. ДУМК не контролирует ситуацию в мусульманской среде. Даже те общины, которые формально входят в его подчинение, де-факто ему не подконтрольны. Как правило это общины, которые контролируют «хизбы» и ваххабиты. Например, мусульманская община Алушты выпускает газету «Возрождение» — рупор «хизбов». Ее имам является хизбовским накыбом (идеолог-наставник). При этом алуштинская община формально входит в каноническое подчинение Духовного управления мусульман Крыма. Руководитель крымского пресс-центра партии «Хизб ут-Тахрир» Фазыл Амзаев постоянно пиарится на крымско-татарском канале АТР, владельцем которого является вошедший сейчас в крымское правительство Ленур Ислямов. Таких примеров много…
Следует сказать, что в Крыму действует еще одно духовное управление — Духовный центр мусульман Крыма (ДЦМК) во главе с Ридваном Велиевым. Именно это духовное управление эффективно противодействует экстремистам — «хизбам», ваххабитам, так называемой партии «Братья-мусульмане». Кстати, ДЦМК всегда смотрел в сторону России и никогда не была замечен в грязных политических баталиях.
Что означает появление в качестве почетных гостей внеочередной сессии курултая главы Совета муфтиев России Равиля Гайнутдина и его зама Дамира Мухетдинова, которых часто обвиняют в негласной поддержке федерального исламистского лобби?
Это говорит о том, что СМР пытается взять под свой контроль-патронат национальную структуру «курултай-меджлис» и ДУМК Эмирали Аблаева. Если это произойдет, влияние меджлиса усилится, и вопрос о противодействии распространению ваххабизма и «хизба» в Крыму будут блокироваться. Фактически СМР нужны эти структуры для негласной защиты ваххабизма и партии «Хизб ут-Тахрир». Всем известно, что ДУМК — это «карманный муфтият» меджлиса, и что не получается сделать у меджлиса, то реализуется через ДУМК.
ДУМК не решал вопросы с религиозными экстремистами, так как это в первую очередь было выгодно руководству меджлиса. Радикалов держали как своего рода «пятую колонну» для оказания давления на крымские власти.
Запрещенная в России экстремистская партия «Хизб ут-Тахрир» действовала на Украине абсолютно легально. Она имеет немало сторонников на полуострове. Как решать эту проблему? Насколько серьезна угроза исламского радикализма в Крыму?
Решить можно все, главное, захотеть и оказать поддержку тем, кто борется с религиозным экстремизмом. Для самой России важно понять, хотите вы показать видимость решений или на самом деле решить вопрос экстремизма?…
Общее количество «хизбов» и ваххабитов в Крыму оценивается в несколько тысяч. Безусловно, они представляют угрозу — это же западные агенты влияния. Рано или поздно, они будут обязаны отработать саудовский хлеб. Нам необходимо создать и реализовать целые программы по профилактике и недопущению экстремизма в Крыму. А без четкого понимания ситуации и соответствующего финансирования это невозможно сделать на должном уровне.
Возможно ли объединение усилий крымских исламистских радикалов разного толка и украинских ультранационалистов для дестабилизации обстановки?
Да, возможно, и они все для этого делают. Давно не секрет, что крымско-татарские боевики, ранее воевавшие в Сирии, участвовали в захватах госучреждений на «майдане». В принципе, ливийско-сирийский метод дестабилизации применяется и на Украине. Осознавая эти угрозы, предлагаю объединяться всем конструктивно настроенным силам Крыма. Нам нужно проводить встречи, семинары, вести разъяснительную работу среди населения. То, что завещано нам от предков — мир, дружба — это большая милость от Всевышнего. Давайте сделаем все для того, чтоб наши дети имели светлое будущее и голубое небо над головой.
Яна Амелина, Регнум