Состоялась скромная официальная церемония закрытия авиабазы США в аэропорту «Манас» под Бишкеком. Словно не было двенадцати с половиной лет присутствия иностранных войск, болезненных инцидентов, коррупционных скандалов и «укрепления американо-кыргызстанской дружбы».
Сначала просто база, затем авиабаза «Ганси» и, наконец, Центр транзитных перевозок разросся с 10 га до 220, на которых разместились около 200 строений. Через эти воздушные ворота в Афганистан прошли 5,5 млн натовских вояк– 98% их общего количества. Иногда на базе находилось сразу несколько тысяч солдат и десятки самолетов.
Все ценное имущество – аэронавигационное, аэродромное, связи и радиоэлектронной разведки – вывезено в Румынию. Где у США новая база и откуда теперь натовцы будут летать в далекий Афганистан. Оказалось, можно и оттуда. Зачем тогда был нужен «Манас» плюс бывшие советские базы в Ханабаде и Кокайды (Узбекистан), Душанбе и Кулябе (Таджикистан), с вложением в каждую по 200–250 млн долл. Да только для того, чтобы взять под контроль весь Центрально-Азиатский регион. Оказаться в тылу Китая и России, получить отличные позиции для их прослушивания средствами радиоэлектронной разведки.
А вот мнение киргизского политолога, военного эксперта Токтогула Какчекеева:
-Я думаю, что американцы обкатывали со всеми своими союзниками программу операции «Несокрушимая свобода». Они испытывали бронетанковую артиллерийскую ракетную технику в горной местности. Стрелковое вооружение, вертолетную технику. И я думаю, что они прогнали через Афганистан более миллиона солдат, для того чтобы иметь тактику ведения боя в горных условиях и, соответственно, внести соответствующие коррективы для будущей войны на аналогичном рельефе местности в других странах. Кто имеет такой рельеф – Латинская Америка, Кавказ, Китай, Индия и Средняя Азия. Я думаю, они прогнали через эту программу новую подготовку к вероятной будущей войне или к войсковым операциям в аналогичных ситуациях. Поэтому я думаю, что они выполнили ту часть программы, о которой они, в общем-то, не говорили.
За это время в регионе вспыхнул андижанский мятеж, две цветные революции и двух свергнутых президентов пережила Киргизия. Причем, во всех случаях были замечены вездесущие янки.
А вот заокеанские инвесторы так в регион и не пришли. Пришли китайские и российские, чтобы усилить свое влияние в противовес США. А когда в 2006 году американский самолет-топливозаправщик протаранил самолет киргизского президента, Москва подарила ему новый Ту-154.
Россия выделяет в Фонд развития Киргизии 1 млрд долл. и 200 млн долл. на реализацию «дорожной карты» по вступлению в Таможенный союз. И это куда весомее, чем мнимапя выгода от «Манаса».