Неделя высокого уровня 78-й сессии Генассамблеи ООН–важнейший перекресток мировой политике. Куда она свернет?
«Сегодня человечество вновь, как и много раз в прошлом, стоит на развилке. Только от нас зависит, как будет развиваться история. В общих интересах не допустить скатывания к большой войне и окончательного развала созданных поколениями предшественников механизмов международного сотрудничества», — обратился к мировому сообществу Сергей Лавров.
В то время как российский министр в своём выступлении обозначил альтернативные сценарии битвы глобальной партии войны и партии мира, дискуссия этого года в Нью-Йорке позволяет выделить два главных тренда в мировой политике.
Первый-разворот в сторону государств Глобального Юга, которые при поддержке России и Китая перехватывают мировую повестку у Запада. В этот раз общеполитическая дискуссия разительно отличалась от той, что была в прошлом году, где в центре внимания была Украина. Спустя год развивающиеся страны сумели настоять на том, чтобы дискуссия в Нью-Йорке была сфокусирована на их проблемах, и западные лидеры, пусть и неохотно, были вынуждены с этим согласиться.
Развивающиеся страны пришли к выводу, что нужно переставать быть пассивными статистами мировой политики и не только выдерживать давление Запада, но и оказывать встречное давление на Запад, вынуждая его переходить к стратегическому отступлению.
Тон дискуссии задал выступивший первым из мировых лидеров президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва, к которому в этом году перешло председательство в G20.
В своём обращении бразильский лидер подверг резкой критике институты глобального управления за невнимание к развивающимся странам и предостерёг от попыток разделить мир на зоны влияния и возобновить холодную войну.
Фактически эту же мысль спустя несколько дней по-своему изложил с трибуны ООН и Сергей Лавров.
Второй главный тренд, о котором можно говорить вполне уверенно, — это продолжающаяся утрата интереса к украинскому проекту Запада, который становится геополитическим продуктом второй свежести. Свидетельств этого было предостаточно: неудачное, если не сказать провальное, для Киева проведение Совбеза ООН по Украине, скомканный приём президента Зеленского в конгрессе США, зависшие в воздухе $24 млрд американской помощи Киеву, которые так и не были получены, скандал в отношениях с президентом Польши Анджеем Дудой, который вдруг заговорил о «тонущей Украине».
«Украина, как бы то ни было, выкачала весь кислород из комнаты. Мы, конечно, понимаем необходимость поддержки Украины. Но в мире есть и другие горячие точки, которые находятся в таком же глубоком отчаянии, как и Украина», — призналась исполнительный директор Всемирной продовольственной программы ООН Синди Маккейн. По её словам, из-за того, что все средства уходят на Украину, на поддержку десятков стран развивающегося мира денег банально не остаётся.
В общем, нынешняя Генассамблея — это история про то, как вернуть кислород тем, кто хочет дышать, и не задохнуться из-за Украины.