Похоже, узбекские власти всерьез решили навести порядок с трудовыми мигрантами, брошенными на произвол судьбы прежней властью.
Об этом говорит постановление Шавката Мирзиёева, которым требуется уже до 1 февраля 2018 года максимально облегчить жизнь своим гражданам, решившим подзаработать за границей. Что вполне логично. Весной, как правило, стартует «бурный поток» гастарбайтеров, особенно в Россию.
В частности, президент требует ускорить открытие представительств узбекского министерства занятости и трудовых отношений за рубежом, наконец-то открыть дорогу оргнабору, внедрить с 1 мая 2018 года электронную систему выдачи биометрических документов и оформления документов для выезда за границу.
Все это нужно было сделать еще 10-15 лет назад. И Москва была готова открыть шлюзы, но, теперь уже можно сказать, Ислам Каримов думал иначе и до последнего блокировал решение назревших проблем, перекладывая на Россию тяжелые последствия стихийного потока мигрантов. В результате более 800 тысяч узбекских граждан попали под «депор». И кто выиграл от этого?
По идее, именно Ташкенту нужнее всего урегулировать ситуацию. Более трех миллионов узбеков постоянно работают за границей, из них только в России 1,7 миллиона. И этот поток только нарастает.
Директор Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития Евгений Винокуров доказывает, что общий рынок труда, созданный в ЕАЭС 1 января 2017 года, это величайшее благо. Такой в мире есть только у Европейского союза. Ни в АСЕАН, ни в МЕРКОСУРе, ни в НАФТА его нет.
Эксперт говорит, что предстоит закрыть только один нерешенный вопрос. Это мобильность пенсий – возможность для трудового мигранта «взять» заработанную пенсию с собой при переезде в другое государство. И соответствующий проект соглашения уже подготовлен.
Кто получит все бонусы? Из стран Средней Азии, конечно, киргизы. Они уже сегодня бьют в плане конкуренции выходцев из Таджикистана и Узбекистана. Им не нужен загранпаспорт, трудовой патент, экзамен по языку и истории, наконец, они могут водить автотранспорт по национальным правам, чего лишились с 1 июля 2018 года все остальные жители СНГ.
Винокуров обращает внимание, что эксперты и политики из Узбекистана и Таджикистана много говорят, и зачастую в критическом тоне, о торговле между странами, о транспортных тарифах, ставят под сомнение сам грандиозный проект евразийской интеграции. Но это хорошая мина при плохой игре.
На самом деле, для Узбекистана и Таджикистана куда важнее устранение барьеров на рынке труда, чем свобода движения товаров, услуг и капитала, убежден эксперт. Это шанс для миллионов молодых людей найти работу, встать на ноги, наконец, это миллиардные долларовые вливания в экономику стран Средней Азии. И не считаться с этим, значит вредить самим себе.
Владимир Кленов