Бывший начальник отдела подготовки кадров узбекского Навоийского горно-металлургического комбината (НГМК) Леонид Лощаков получил в России политическое убежище. Так решил Брянский областной суд.
Сам беглец намерен просить российское гражданство.
До этого 57-летний Лощаков несколько месяцев «парился» в брянском СИЗО и под домашним арестом – узбекские власти объявили его в международный розыск и требовали вернуть в Навои.
Чем же провинился, который десятки лет отработал на комбинате, причем, большей частью в Учкудуке на добыче урана?
По мнению военной (!) прокуратуры, его следует судить за преступления, предусмотренных ст. 167 — «присвоение или растрата денег» (до 10 лет лишения свободы), ст. 205 «злоупотребление властью и должностными полномочиями» (до 5 лет), ст. 209 — «должностной подлог» (до 5 лет).
На самом деле Лощаков последние годы из-за подорванного здоровья занимался отправкой на учебу в российские вузы рабочих и служащих НГМК. Комбинат оплачивал их учебу, а выпускники потом должны были отработать три года на производстве. Такая форма учебы была предусмотрена соглашением между двумя странами.
Юрий Карабасов, президент Национального исследовательского технологического университета «МИСиС», где и сейчас учатся студенты из Навои, рассказал «Голосу России», что Лощаков не подписывал ни одной бумаги, которая касалась бы денег, это делало руководство комбината. А Леонид Сергеевич лишь занимался подбором ребят для учебы в разных учебных заведениях.
По словам дочери Лощакова, живущей в Москве, дело было возбуждено 15 августа прошлого года против комбината по факту якобы незаконного обучения студентов. Ее отца попросили подготовить все документы, вызвали в прокуратуру «на разговор», в ходе которого он понял, что всю «дело» могут повесить на него. Не желая испытывать судьбу, он 5 сентября бросил квартиру, нажитое добро, понимая, что остается без пенсии, уехал на родину в Брянск к матери. Характерно, что никто ему в этом не мешал. Но уже 6 сентября 2012 года обвиняемым по уголовному делу стал именно Лощаков.
Узнал он об этом в региональном ФМС, куда пришел встать на учет как узбекский гражданин. Тут Лощакова и задержали.
Бегство Лощакова из Узбекистана полностью поддерживает начальник отдела по проблемам миграции и межнациональных отношений Уполномоченного по правам человека в России Сергей Ягодин.
По его данным, дело было рассмотрено международным отделом Генеральной прокуратуры России. За узбекского гражданина вступился и российский омбудсмен Владимир Лукин, который посчитал, что Лощакова нельзя возвращать в Узбекистан.
-Во-первых, у него здесь семья, во-вторых, уголовное дело, которое заведено на него в Узбекистане, на наш взгляд, со всей определенностью имеет признаки фальсификации, — уточнил Ягодин. — Тем более, что примеров безосновательного преследования и русскоязычного и титульного населения Узбекистана, занимающих определенные должностные позиции, к сожалению не редки».
-Я благодарен сотрудникам миграционной службы, всем общественным деятелям, правозащитникам, СМИ, ректорам вузов, которые поддерживали меня, заявил Лощаков.