Вот уже который день в Москве у Большого театра собираются гигантские очереди за билетами на предновогодние показы балета «Щелкунчик» Петра Чайковского.
Многочасовая давка и записи на место в очереди, перекупщики и мошенники, дежурящие фельдшеры скорой помощи и оцепление из бойцов ОМОНа. Всё это — не ради матча «Спартак» — «Зенит», не ради гала-концерта какой-нибудь новой Бритни Спирс (теперь в модной комплектации афролесбиянки-феминистки), не ради проповедей Тони Роббинса или его местных клонов и даже не ради 666-й версии iPhone. Нет — ради балета. Классического русского балета.
Можно, конечно, поворчать, что это такой же консюмеризм, как всё вышеперечисленное. Действительно, «Щелкунчик» — один из самых популярных в мире русских балетов, ставят его не в одном только Большом театре и уж точно не раз в год. Соответственно, километровые очереди, давка, полицейское оцепление и билеты с рук по 50 тыс. рублей (не шутка) не в последнюю очередь заслуга ушлых маркетологов, сумевших раскрутить колоссальный хайп среди москвичей и гостей столицы.
Но давайте зададимся вопросом: а видели ли мы нечто подобное, скажем, у здания Национальной оперы имени Тараса Шевченко в Киеве?
Чтобы громадяне устраивали такой же ажиотаж и скупали билеты по 20 тыс. гривен на первый в истории украинского народа балет «Пан Канёвский» (создан, страшно сказать, аж в 1931 году при власти проклятых коммунистов)?
Честно говоря, не припоминаем. Вместо этого на ум приходят другие картинки тамошней действительности: километровые очереди на открытии магазинов одежды секонд-хенд и забегаловок западных сетей фастфуда. Да, сравнение не вполне корректное, но дело далеко не в одной лишь пресловутой духовности.
Новогодний «Щелкунчик» Петра Ильича Чайковского в Большом театре — это признанное во всём мире достояние великой русской культуры. И чтобы прикоснуться к этому достоянию хоть на несколько часов, люди готовы выстаивать в очередях сутки напролёт за безумно дорогими билетами. А балет «Пан Канёвский», будучи по-своему достойным произведением, такого ажиотажа иметь никогда не будет (сомневаемся, что сами украинцы en masse в курсе его существования).
Так что ворчуны по-своему правы. С той лишь разницей, что Тони Роббинсов и Макдоналдсов в мире много, а «Щелкунчик» в предновогоднюю ночь — он такой один.
Слава великой русской культуре, дамы и господа.
СЛАВА РОССИИ. ГЕРОЯМ СЛАВА.