115 лет назад в эти майские дни был торжественно открыт грандиозный даже по нынешним временам мост через Амударью у Чарджоу.
На церемонию прибыли Туркестанский генерал-губернатор Н.А. Иванов с супругой и эмир Бухарский в окружении своих свит.
До этого был уже мост, но деревянный, не обещавший долгой службы, учитывая крутой нрав великой реки. Проектом и стройкой руководил инженер путей сообщения Станислав Ольшевский, его помощником был инженер Г.Кикодзе, а производителем работ инженер И.Харитонов.
Мост соединил два берега Амударьи, установив бесперебойное сообщение между Красноводском (ныне Туркменбаши) и Ашхабадом, с одной стороны, Бухарой, Самаркандом и Ташкентом — с другой. Он надежно связал Запад и Восток страны, открыл возможность прямого сообщения Кавказа с Туркестаном. Он стал стратегическим объектом. Например, в годы Великой Отечественной войны именно поставки нефти из Баку через Каспий сыграли решающую роль в разгроме врага под Сталинградом.
Стройка обошлась в 3.468.000 рублей, по тем временам неслыханные деньги. Мост возвели за три года.
Строительный материал свозили из Средней Азии, а металлические части конструкции поступили из Брянска.
Вес пролетов — 356000 пудов!
Протяженность Аму-Дарьинский моста — около 1600 м, а длина пролетов — более 60 м. Пролетные части были устроены из ферм треугольной американской системы, со скошенными концами с железным настилом проезжей части. В случае схода поезда с рельсов были предусмотрены дополнительные охранные рельсы для удержания состава в известных пределах. Положение рельсов автоматически регулировалось, что позволяло избежать ущерба из-за сезонного удлинения-сжатия металла в результате перепадов температур. С одной стороны моста был проведен тротуар для пешеходов.
Высота пролетов сооружения была рассчитана так, что при самом высоком подъеме воды в реке пролеты возвышались бы над водой на три сажени, что определялось высотой тогдашних пароходов. В трех местах моста были установлены телефоны для экстренной связи с ближайшими городами, станциями или казармами. Было проведено электрическое освещение по всей длине моста. На левом берегу реки у моста были построены электростанция и водонапорная башня.
И сегодня мост, которому нет равных в Средней Азии, исправно служит людям.