Шквал критики, угроз, оскорблений обрушила татарская общественность на телевизионный фильм «Зулейха открывает глаза». И этого следовало ожидать.
Исполнительница главной роли Чулпан Хаматова призналась, что получает сплошные проклятия и обвинения после первых серий ленты. Она, дескать, предала Татарстан, память о своей родине.
Кандидат филологических наук, писательница Милеуша Хабутдинова выложила пост: «И после этого кто-то будет утверждать, что фильм не колониальный и не носит заказной характер. Перед нами откровенная атака на мусульманское духовенство».
Политолог и востоковед Руслан Айсин: «Это, по сути, клеветнический и художественно блеклый роман… «Зулейха открывает глаза» – роман не о любви и не о женской судьбе. «Это роман об истории одного предательства. Роман о том, как ничтожен человек, лишившийся духовного измерения и подлинных корней. Отчего такой непонятный интерес к Зулейхе? Не потому ли, что она вывернула историю наизнанку и выставила татар в неприглядном свете»?
Яхина (автор романа) не может быть той, кто способен описывать драму татарского народа. Потому что это она не принадлежит к его культурно-духовному кругу».
Чем особо возмутила писательница, так это изображением татарской семьи.
«Яхина наносит ощутимый удар по символам. Два столпа любого традиционного общества: мать – хранительница уклада и муж-воин-добытчик – предельно унижены Яхиной. Это делается сознательно, она их намеренно высмеивает, “опускает”», – уверен политолог.
Сын Зулейхи Юсуф, по мнению политолога, воплощение предательства, отрыва от корней, это манкурт в чистом виде. Он знает французский, основы медицины, рисует, освоил охотничье, рыболовное дело. Но это дерево без корней, убеждён Айсин.
От участия в съёмках отказалась заслуженная артистка Татарстана Миляуша Шайхутдинова: «Нас оскорбляют, а мы должны участвовать»?
Встал в позу Народный артист РТ Айдар Хафизов: «Произведение посвящено искажению татарской нации».
Татарская публика встала на дыбы после постельной сцены в мечети. Глумление над мусульманскими ценностями! Успокоились только после того, как муфтий Камиль Самигуллин объяснил, что сцена была сделана в съемочном павильоне, не в подлинной мечети.
Сам муфтий, впрочем, считает идеальным образ другой татарки. Ее образ вывел Гаяз Исхаки, написав свою «Зулейху» 102 года назад. Его пьеса рассказывает о событиях XVIII-XIX веков. В ту пору у татарки Зулейхи отняли мужа и семью, насильно крестили и выдали замуж за православного пьяницу. Вот где национальный характер, вот где правда!
Огненных стрел в ленту выпустили целую тучу. И татарский дом показан неправильно, и мало родной речи, и Чулпан Хаматова в жизни говорит только на русском, а потому не должна была играть татарку.
От «России 1» требуют немедленно остановить показ «порочащего» фильма.
На наш взгляд, все это говорит о том, что мы еще долго будем расхлебывать «завоевания» Советской власти, которая ударными темпами политики «коренизации» вырастила зараженную национализмом «элиту». Это когда в институты брали без экзаменов, сплошь расставляли руководящие национальные кадры (научится!). И люди поверили, что они действительно хватают звезды с неба, что они впрямь «заслуженные» и «народные».
Эта политика возродилась при Шаймиеве и Минниханове, они вместе с Кучмой вырастили «деятелей», путающих кино с жизнью. Вместо того, чтобы порадоваться за татарку, которая первой в истории получила самые престижные в литературе премии, ее же поливают грязью.
Увы, эта опасная смесь исламского радикализма и упертого национализма, основанного на завышенных самооценках, продолжает разъедать татарское общество. «Зулейха» только открыла глаза на это явление. И уже за одно это ей следует выставить высший балл.
А вот о самом кино можно поспорить…
На примере татар показана ситуация многих народов СССР
Молодцы татары, как защищают себя и свою нацию, да все мусульмане защищают свою веру и свой народ, не чета российской думе.
Программа «русский мир » ,запущенная путиным в 2004 ,году набирает обороты.Хотят ассимилировать все народы РФ.Эра углеводородов подходит к концу, а с ней и экономическая мощь России. Все империи распадаются.Это необратимый исторический процесс.Средняя продолжительность жизни империй 300-500 лет (исключение-Византия(1000 лет)) В 2552 году будет 500 летие российской империи. Распад близок.
Империя под названием СССР уже распалась и Россия пережила довольно-таки сильную смуту. Как минимум ещё 100 лет будет спокойно. Закономерность такова.
не беспокойся о других..думай о своей империи во всяком случае здесь живёшь.. сколько она проживёт..а то что несколько миллионов её патриотов уехали поднимать чужую империю это как..дай бог что б здесь углеводородов хватило на всех..ну а Путин по моему к вам никакого отношения не имеет он поднимает свою страну и о её распаде не беспокойся..
2052 г (опечатка)
Если карликовые народцы-паразиты так подгорели, значит хороший фильм, нужно посмотреть.
Ха! А сам то чьих будешь? Как бы не оказалось что сам ты и есть паразит на теле руссского народа. Много таких приклеялось к русскому народу ради получения привилегий. Как бы сам ты не был татарином по происхождению.
Сюжет, возможно, интересный, но сыграно бездарно!
Репост из телеграм канала ‘nazlobludnaya’
Меня эта реакция российских зрителей, признаться, удивляет. Означает ли это, что последние двадцать лет все настолько заняты переписыванием истории, что уже перестали отдавать себе отчёт о том, как проходили сталинские репрессии и что такое трагедии насильно переселённых народов? Я эту аберрацию правды могу ещё как-то понять у старших поколений. Их так воспитали. Но это недопустимо слышать от молодых.
Видимо, правы были литовцы, которые в старом здании НКВД в Вильнюсе сделали открытый для публики музей. Оставили все казематы в их прежнем виде. Только пол закатали под стекло, чтоб были видны в расстрельной комнате гильзы, разбросанные личные вещи убитых, лекарства от сердца, сломанные очки. Разместили архивные фото на стенах. В одной из камер была навалена гора сгнившей обуви, оставшейся от похороненных политических заключённых. Я попала в музей в 2002 году, и, помнится, тогда испытала колоссальный шок. Зато это помогло очень четко визуализировать новейшую историю нашей общей когда-то страны.
Слов из песни не выкинешь. Нравится кому-то или нет. Репрессии в Советском Союзе были массовые, нередко направленные против интеллигентных, зажиточных либо образованных людей. Волны прошли и в 1920-х, и в 1930-х, и борьба с дворянством, учётными, профессурой, духовенством, врачами, военными, раскулаченными зажиточными крестьянами, отлов ‘иностранных шпионов’. (Так обычно называли всех неугодных, чуть что не так — тотчас называли иностранным шпионом).
Были устроены репрессии и депортации отдельных народов: корейцев, крымских татар, финнов, турок-месхетинцев, калмыков, ингушей и тд. Их везли через всю страну в вагонах—теплушках, и также многие умирали в пути, от голода и болезней. Если кому интересно, вот ссылка на историю переселения нам привычных дорогих корейцев с Дальнего Востока в Центральную Азию.
Для объективности сразу оговорюсь, в Советское время с середины 1950х было много сделано хорошего, с точки зрения создания инфраструктуры, доступа к образованию и здравоохранению для обычных граждан. Это надо всегда помнить. Но это не даёт права закрывать глаза на Большой террор, которые был инициирован Сталиным в 1930-х.