В Узбекистане стоит небывалая жара для середины мая. Ртутный столбик пробил отметку в 40 градусов, Ташкент остро пахнет асфальтом.
Ученые давно бьют тревогу: Центральная Азия стоит на пороге катастрофы. Глобальное потепление ощутимо задело огромный регион. Климат в том же Узбекистане меняется на глазах. Лето наступает быстрее обычного, как, например, в настоящее время. И оно куда жарче, чем прежде: после 12 часов на улице лучше не показываться до вечера, выдержит далеко не каждый.
«Можно выделить три главных бедствия, надвигающихся на Узбекистан, — считает Александр Алексеев из Центра международных и общественно-политических проблем «Каспий-Евразия». — Это деградация водных ресурсов, вызванная стремительным таянием ледников на Памире, страшное опустынивание и загрязнение воздуха».
С этим не поспоришь. По данным правительства, каждую минуту 9 квадратных метров узбекской земли превращается в пустыню.
Чего стоит один высохший Арал! Это почти три миллиона гектаров бывшего дна, откуда во все стороны в радиусе до 400 километров разносят эшелоны песка и соли.
Пустыня беспощадно отнимает, губит плодородные почвы в Каракалпакстане, Навои, Бухаре. Если ничего не делать, то лет через 15 сады и овощные плантации останутся лишь в Ташкентской области и Ферганской долине, где все пока еще неплохо с водой. Но тут другая беда: перенаселенность носит почти «китайский» характер.
Чтобы накормить растущее население, нужно больше воды, удобрений, техники, нужно обязательно повышать урожайность. А это, в свою очередь, снижает плодородие дефицитной земли.
В Узбекистане не ждут у моря погоды, правительство запустило серию международных программ по зеленой энергетике, расширению лесов, внедрению ресурсосберегающих технологий в промышленности и сельском хозяйстве, массово приучает население к экономии воды, света, газа.
Ставка делается на «зеленую энергетику», что резонно и логично, учитывая обилие солнечных дней в году, это вам не хмурая Дания.
«Солнечные электростанции, конечно, благо, но не выход из положения. Недавний коллапс в Испании показал, что все может рухнуть в одночасье, если система не будет подстрахована с помощью тепловых, гидро- и атомных станций, доказавших свою надежность», — уверен международный эксперт Бахтиёр Алимджанов.
Здесь в первую голову надо укреплять сотрудничество с Россией. Все эти западные санкции не так страшны, как их малюют, потому надо смотреть в будущее, которое не сулит Центральной Азии ничего, кроме повышения средней температуры по палате.
Увы, под влиянием Брюсселя и Вашингтона мы уже потеряли семь лет, только в этом году начали строить малую АЭС под Джизаком. Хотя нам надо четыре и большие, чтобы в городах и кишлаках всегда был свет и включенный кондиционер в каждой квартире. В наших условиях это не уже не роскошь, а минимум для выживания.
Потому пора определяться со стабильными долгосрочными поставками в Узбекистан нефти и газа из России. Судьбу нам дарит счастливый шанс. Пока Запад в русофобском угаре отказывается от всего этого добра, мы можем купить его со значительной скидкой против мировых заоблачных цен.
Я, например, помню 90-е годы, когда газ стоил 40 долларов. Сегодня в Европе уже обходится в 600-800 долларов. И чего, спрашивается, мы ждем, когда нам «Газпром» предлагает, условно говоря, по 150? Можем дождаться, когда все заберут ненасытные Китай, Индия, Пакистан, Япония и обе Кореи.
Самые мрачные научные прогнозы обещают, что к середине века из Центральной Азии хлынут потоки экологических беженцев — людям просто не хватит земли и воды, чтобы прокормиться. Куда устремится народ — тоже не секрет, конечно, на север, где текут могучие Волга, Енисей, Лена, Обь, Амур, где плещет волной Байкал, где вдоволь пашни, лесов, лугов. И логично подстелить соломку, заручиться дружбой и сотрудничеством с Россией, а не грозить закрытием Россотрудничества, запретом «Катюши» и «Смуглянки».
Надо понимать: в сказочном Дубае ждут только туристов с деньгами.