Страны Североатлантического альянса начинают на этой неделе крупнейшие со времён холодной войны учения Steadfast Defender 2024.
Они продлятся до мая и станут генеральной репетицией будущей войны с Россией. А это 90 тыс. военнослужащих, более 50 кораблей — от эсминцев до авианосцев, более 80 истребителей и не менее 1,1 тыс. боевых машин.
Россия окончательно и бесповоротно заняла место главного противника альянса, что было зафиксировано в его новой оборонной стратегии, принятой в июне 2022 года на саммите НАТО в Мадриде.
Новая концепция «глобального НАТО» стала заявкой на то, чтобы расширить традиционную зону ответственности западного блока, не ограничиваясь европейским театром, как это было в годы холодной войны и противостояния с СССР.
Руководство альянса намерено превратить его в главную военную силу современного мира, в гарант безопасности, как её понимают на Западе, и одновременно в центр мировой политики.
То есть в глобального жандарма XXI века.
Учитывая, что единственной страной, имеющей потенциал, сопоставимый с совокупным потенциалом НАТО, и способной нарушить планы глобального жандарма, остаётся Россия (именно Россия, а не Китай и тем более никакое другое государство мира).
Соответственно, в ходе Steadfast Defender 2024 будут проводиться тренировки по нанесению ударов по российским объектам и отработка операций НАТО на границах Союзного государства России и Белоруссии.
Однако может ли стать полномасштабная игра в войну реальной войной России и НАТО — если не завтра, то через год, два, пять? Это остающийся без ответа самый трудный вопрос, который задают по обе стороны мировой баррикады.
Как бы то ни было, два вывода можно сделать уже сегодня.
Первый состоит в том, что при всей своей показной решимости НАТО всё же сильно побаивается открытого столкновения с Россией, понимая, что можно получить по зубам и лишиться не только зубов, но и всего остального. В Брюсселе сидят не самоубийцы, и им комфортнее вести с Россией длительную войну на истощение, загребая жар чужими руками, подтверждением чего служит конфликт на Украине.
О «войне на истощение» — противостоянии с Россией как игре вдолгую — заявил на днях генсек НАТО Йенс Столтенберг.
Однако второй вывод состоит в том, что ситуация может пройти точку невозврата, когда всё реально обернётся большой войной.
А может не стоило лезть туда?