Всемирный банк поставил Узбекистан на 76-е место среди 190 экономик мира по свободе бизнеса. Надо ли обращать внимание на международные рейтинги?
Узбекский эксперт Акбар Ризаев обращает внимание, что страна упала на две позиции против 2017-го, хуже дела лишь в Туркмении, а в лидерах Грузия — 6-е место в мире!
Автор указывает на сравнительно низкие позиции республики в чувствительных для развивающихся стран рейтингах, оценивающих страны по уровням коррупции, свободе слова, верховенству права, развития демократии, экономических свобод, социального прогресса, рабства. Относительно высокие позиции Узбекистан занимает в рейтингах безопасности и развития электронного правительства, социальной сфере.
В весьма важном экономическом блоке рейтингов республика представлена всего в двух рейтингах из шести. По другим просто нет данных.
Ризаев знаком с точкой зрения, что рейтинги являются инструментом информационного и экономического доминирования Запада, поскольку их подавляющее большинство составляется через призму западных интересов, ценностей, без учёта местной специфики государств, особенностей их политико-экономического устройства и истории. Порой страны на официальном уровне высказывают своё недовольство низкими позициями в тех или иных рейтингах, призывают их бойкотировать и т. д. Но Ризаев не согласен с этим.
Тем более, что в июле было принято постановление «О мерах по дальнейшему улучшению рейтинга Республики Узбекистан в ежегодном отчёте Всемирного банка и Международной финансовой корпорации (МФК) «Ведение бизнеса», утверждена «дорожная карта», министерствам и ведомствам были даны конкретные поручения.
Мы можем не соглашаться с авторами тех или иных исследований, можем опровергать их или подвергать критике, но de-facto «соседство» с некоторыми банановыми республиками либо вообще отсутствие Узбекистана в рейтингах явно не играет в нашу пользу. Подобная картина обостряет и без того неблагоприятные стереотипы об Узбекистане, крайне негативно влияет на восприятие республики зарубежной общественностью.
Необходимо понимать, что при всех недостатках и упущениях, идеологизированности и необъективности сегодня рейтинги являются мощным инструментом имиджевого позиционирования государств в системе международных отношений. С оглядкой на них выстраиваются межгосударственные политико-дипломатические отношения, налаживаются кредитно-финансовые потоки, экономические и инвестиционные связи. Хороший рейтинг – это мощнейшая реклама. И наоборот, падение в рейтингах снижает конкурентоспособность государств.
Как быть?
Нам самим следует определиться, нужны ли нам высокие позиции Узбекистана в рейтингах или нет?
Конечно, да. Если Узбекистан стремится к высоким мировым стандартам, которые устанавливают рейтинги, то у нас нет другого выхода, кроме как внедрять эти стандарты в нашу повседневную жизнь, политику, экономику, образование, медицину и т. д. Не могут рейтинги улучшаться без преобразований в самом государстве. Страна должна меняться к лучшему. Это самое главное!
Есть другая альтернатива – продолжать идти собственным путём, отвергая многовековой опыт развития передовых стран и невзирая ни на какие высокие мировые стандарты и рейтинги. Судя по тому, к чему мы пришли за четверть века, перспектива далеко не заманчивая. Тем более, если смотреть на успехи и достижения других стран за те же 25 лет.
Впрочем, привлекательная позиция в рейтингах ни в коем случае не должна быть самоцелью. Рейтинги вторичны по своей сути в сравнении с самими процессами и явлениями, которые они оценивают. Поэтому место в страновых рейтингах – это важная, но всё-таки не первостепенная оценка нашего развития. Важная потому, что позволяет взглянуть на процесс развития государства и общества «со стороны», диагностировать проблемы и просчёты, дать оценку реформам, сопоставить их с достижениями других государств.
А не первостепенная потому, что главную оценку будем давать мы сами, а не зарубежные наблюдатели и эксперты. Можно занимать очень «красивое» место в международных рейтингах, но если в реальности положение дел плачевное, то каков смысл? Тогда всё это превратится в очередное «очковтирательство» и «кузбуямачилик», от которых мы только-только начали отходить.
Именно общественность Узбекистана будет давать главную оценку всем процессам в государстве, именно народ имеет на это эксклюзивное право. Так должно быть, так принято в развитых демократических странах, именно к этому призывает президент. А все международные оценки, рейтинги, индексы уже после…
«Судя по тому, к чему мы пришли за четверть века, перспектива далеко не заманчивая. Тем более, если смотреть на успехи и достижения других стран за те же 25 лет.» — Логика автора однобокая. Может лучше посмотреть чего избежал Узбекистан ?! Есть страны, которые рухнули до уровня каменного века, а Узбекистан устоял. Смотря под каким углом зрения смотреть на прошедшие 25 лет.
«Нам самим следует определиться, нужны ли нам высокие позиции Узбекистана в рейтингах или нет? » — Трудно избежать оглядки на рейтинги Запада, если берёшь у них же кредиты 🙂 Автор просто не компетентен в вопросах глобальной политики и экономики. Кто платит, тот и заказывает музыку…
Как быть? — Обрубить чиновникам лапы загребущие. Прекратить хокимиятовскую вакханалию с изъятием земли и выплачивать собственникам домов и квартир достойную компенсацию. Гарантировать на деле, а не на словах право частной собственности. Обеспечить свободу выражения мнений в СМИ. И еще много чего нужно, чтобы занять приличное место в мире.
Запад судит по отношению государства к своему народу и делает соответствующие выводы. И здесь подкупить льготами и привилегиями иностранным инвесторам не получится, не клюнут ни наблюдатели, ни инвесторы на эту удочку.
Не забывайте — мы живём на Востоку, а восток дело тонкое.