18+
25 Ноября 16:41
Вести.UZ | Новости Узбекистан, Россия, Казахстан, Украина, Беларусь

О чем тоскуют переселенцы

Переселенцы в Россию из Средней Азии делятся своими мыслями по поводу сделанного выбора.

Марина, 60 лет, переехала в декабре 2001 года с мужем и двумя сыновьями

— Мы уехали из Казахстана, так как не видели там никаких перспектив для наших детей. Муж работал водителем маршрутки, но в 2000-х стало сложно, этот бизнес лопнул. Я была секретарем в школе. Там мне сказали, что скоро вести документооборот придется на казахском. Директор школы просила меня остаться, говорила, что вместо меня переводить документы будут учителя. Но мы хотели, чтобы наши дети жили в своей стране, поэтому переехали и не жалеем.

Из-за переезда мы многое потеряли. Очень неудачно продали квартиру – мы получили за нее 3 тысячи долларов, раздали долги — осталась одна тысяча. Копейки. А была двухкомнатная квартира — комната, спальня и зал.

О чем тоскуют переселенцы

Ностальгия по Казахстану у меня была очень сильная — каждая улочка снилась, каждый переулок города знала наизусть. Отпустило только в прошлом году, спустя 16 лет после переезда. Мужа ностальгия не мучила.

Здесь, в Саратове, у нас уже пятеро внуков. А я еще помню наш тамошний дом — 24 квартиры. Мы там всех знали. Сейчас только две знакомые нам семьи, остальные уехали. Многих я нашла через сайт «Одноклассники». Временами до сих пор плачу.

Оксана, 37 лет, переехала летом 2011 года с двумя детьми и мужем

— Я устала от того, что муж работает в России, а я живу в Ташкенте. Не сказала бы, что в Узбекистане было сложно, но мы – русские, для нас родина — это все равно Россия. Нам было важно будущее детей. Хотелось, чтобы они поступили в достойные вузы и имели российское образование. Я люблю Ташкент, но мы там все равно не свои. Там уже остается мало русских. Думаю, так распорядилась судьба, что нам надо жить в России. Мы тут полезнее, что ли.

Я была участницей программы переселения, нас очень хорошо встретили в министерстве занятости, труда и миграции, всегда помогали и подсказывали. Мы получили подъемные — в тот момент на всю семью выдали около 70 тысяч рублей. Никогда не было проблем с миграционной службой.

Ностальгия, конечно, есть. Я ведь в Узбекистане родилась, от этого никуда не деться. Там отчий дом, родные улицы, учебные заведения. Россия — это мое отечество, а Ташкент, Узбекистан — это родина. У меня там до сих пор живут мама с папой, никак не могут вырваться. Я семь лет там не была и их не видела. А семья мужа переехала — все 11 человек.

Разница в менталитете мне заметна. Мы — люди, которые родились в Азии. Я никогда не стесняюсь говорить, что я из Узбекистана, я горжусь этим. Там мне привили гостеприимство, уважение к старшим, привычку общаться, дружить, поддерживать порядок в доме, семье, в общении с друзьями. И с местными у меня хорошие отношения — с 2004 года дружу с коренной саратовчанкой. Ей нравится приходить к нам в гости и быть окруженной «русскими азиатами».

Сожалений о переезде у меня нет. Я воссоединилась с мужем и отечеством. Мы считаем, что мы русские и мы должны себя найти именно здесь. Сейчас у нас все хорошо. Работаем, смогли купить домик. По нашим рекомендациям безумное количество людей решили перебираться сюда. Дочка сейчас заканчивает 9-й класс. Я даже не представляю, куда бы она пошла дальше. А тут она, возможно, поступит в художественное училище.

Зоя, 52 года, переехала в 2000-м году с мужем и сыном

— Тогда все ломанулись в Россию, и мы тоже решили переехать. В Казахстане за копейки продали дом, купили «ГАЗель», потом вторую «ГАЗель».

Самым сложным было снять квартиру на первое время. В 2005-м году купили дачу, оформили ее как дом, потом надстроили второй этаж.

У нас нет никаких сожалений, мы рады, что оказались здесь. Думаем, почему не сделали этого раньше. Сын выучился на логиста, работает водителем-экспедитором. Женился, вместе с женой они купили квартиру в ипотеку.

Раньше меня тянуло на родину, там остались брат и сестра, и мы ездили к ним каждый год. Сейчас, уже года три, не тянет совсем. У всех есть интернет, общаемся по скайпу.

Наталья, 40 лет, переехала в 2012 году с мужем и двумя детьми

— Сын пошел в 9-й класс, надо было определяться с дальнейшей учебой. Хотелось, чтобы у сына был российский аттестат, чтобы он получил образование здесь. Это подтолкнуло нас к переезду.

Непросто было все. Я — бухгалтер, у меня был опыт работы, но когда на собеседовании узнавали, что я из Казахстана, сразу говорили: «Мы вам перезвоним». Упрощало положение то, что мы сразу же купили дом.

Грусть и ностальгия, конечно, есть. Раз в три месяца ездим в родной город.

Дети туда не хотят. Им тут хорошо, у них тут друзья. У старшего — учеба. А мы скучаем — у нас друзья там.

Обид у нас нет — мы сами приняли решение о переезде. Хотя в Казахстане жили наши предки до седьмого колена, и когда там изменилась языковая политика, возможно, в глубине души и была обида. А злости нет. Хотя, если бы не история с языками, мы бы, наверное, никуда не поехали. Но у нас и тут все, слава Богу, неплохо.

Мы ни о чем не жалеем. Первое время была жуткая тоска – мы были без работы, без налаженного быта, оставили там дом, приехали сюда и в 30 с лишним лет все начали с нуля. Но в итоге смогли добиться всего, чего хотели.

Дарья, 37 лет,   переехала в 1999 году

Я переехала в 1999 году. У меня не очень ладилась учеба в Казахстане – обычно нам заранее говорили, сколько стоит зачет или экзамен. Русский вопрос стоял довольно остро. Я подрабатывала в журналистике, и моя начальница мне довольно честно сказала: «В местной газете у тебя нет будущего».

Гражданство получила в 2002 году, до этого у меня был вид на жительство. Родители переехали сюда позже, в 2003 году, и получили гражданство быстрее — за полгода. Брат, который переехал по программе переселения соотечественников в 2012-м, стал гражданином России за несколько месяцев.

Сложно было понять местный менталитет. Сначала казалось, что люди тут другие — что у них меньше человечности, сочувствия, что их внимание в основном направлено на себя.

Они как будто менее расположены проявить сочувствие и заметить кого-то. Это не восток…

А с работой все было легко, всегда устраивалась сама, никакого блата не требовалось. В моем родном городе, если ты не очень хороший специалист, но чей-то кум, брат или сват, на работу тебя возьмут охотно. Тут мне никогда не приходилось искать кого-то, чтобы меня порекомендовали.

Мыслей о том, чтобы вернуться назад, у меня нет — слишком многое утрачено. В Россию переехали многие из моих знакомых, буквально десятки семей, и я не знаю никого, кто об этом сожалеет.

Ирина Бородина

 

Telegram Вести.UZ Подписывайтесь на канал Вести.UZ в Telegram

О чем тоскуют переселенцы

В комментариях запрещены нецензурная брань во всех видах (включая замену букв символами или на прикрепленных к комментариям изображениях), высказывания, разжигающие межнациональную, межрелигиозную и иную рознь, рекламные сообщения, провокации и оскорбления, а также комментарии, содержащие ссылки на сторонние сайты. Также просим вас не обращаться в комментариях к героям статей, политикам и международным лидерам — они вас не услышат. Бессодержательные, бессвязные и комментарии, требующие перевода с экзотических языков, а также конспирологические теории и проекции не пройдут модерацию. Спасибо за понимание!

[bws_google_captcha]
  1. Буюк Келажакович Дангасов:

    Приедешь в Россию,увидишь пропитые глупые рожи,не понимающие-откуда русские в Ташкенте и вообще в Ср.Азии,послушаешь,как они плохо живут при Путине,отдавая все в Москву(имея и дом,и машину,и пенсию достойную)…
    …повернешься и чухнешь обратно в Ташкент.

    1. Олег:

      А ты наверняка в чёрном списке?

      1. Буюк Келажакович Дангасов:

        В каком из них,сэр???

    2. Умид Орзуев:

      Я вас с uzdollar.com помню, знатно вы там троллили, разрывы пуканов пациентов я из своего окна слышал.😀

      1. Дангаса Буюкович Келажаков:

        Было дело….Ну,поездил по России,поглядел на «братьев»…вот пишу реноме—мне в УФМС прямо сказали,что им плевать на то,что я-Русский.Я расстроился и уехал в дружелюбный Таш.

        1. Умид Орзуев:

          Иркутск. Как же помню, дача там у вас. Вроде так?

          1. Буюк Келажакович Дангасов:

            Боже упаси меня от дачи в Иркутске.Ничего не оставил,все продал и бежал в Ташкент,как Наполеон в 1812м…
            Я видел бараки,в которых люди живут,огороженные только тряпками…шприц,бутылка…нищета…
            НЕТ уж,только Таш,во веки веков!!!

        2. Умид Орзуев:

          Надо было ручку позолотить, дать на лапу? Нашу умеют это делать, поэтому с российскими паспортами давно.

  2. Умид Орзуев:

    Буюк Келажакович, Вы как всегда в точку 😄😆😅

  3. laziz:

    настальжи-пастальжи…рыба ищет где глубже, а человек, где лучше. а лучше везде, где нас нет! Живите богато! И не проклинайте родину!

    1. Имя *:

      Лясис, это вы про себя? Хорошо там где вас нет? 😀

  4. SEM:

    Не знаю,не знаю…. Я русский, живу в Узбекистане,время от времени бываю в России и всегда меня поражают хамство и невоспитанность тамошней молодёжи.Я пожилой человек(можно скаэать весьма пожилой),хожу с палочкой и вот у нас ещё не было случая,чтобы мне не уступили место в общественном транспорте,на скамейке в парке и пр.Мало того.что уступят место,так ещё и спросят «Ака,вам чем-нибудь помочь(сесть,встать,войти)?».В России же не то что места не уступят,так ещё и отпихнут,сядут сами и вдобавок обматерят(были со мной такие случаи).Так что дело не только в покупке домика и наличии работы в России,а ещё и в окружении.что же касается получения российского гражданства,то все мои знакомые,пытающиеся его получить,говорят одно — сплошное издевательство.прав LAZIZ/везде хорошо.где нас нет!

    1. ара:

      Везде хорошо где россиян нет? ))

      Спасибо Путину за его замечательные 18 лет правления и страну конфетку с какахой внутри)

  5. Сергей:

    Языковое окружение имеет архиважное значение для психики человека. У человека родной язык тот, что он слышал с рождения, на котором учился говорить и читать с детства. Пусть даже он усвоит язык страны, в которую переехал жить, он всегда будет чувствовать дискомфорт из-за отсутствия в окружении своего родного языка. Механизм защиты психики срабатывает так, что это выливается в раздражение и недовольство какими-то особенностями местной жизни — замена, сублимация. Разница между родным и позже усвоенным языками можно сравнить с разницей между пользованием своей вещью и вещью одолженной у кого-то.

  6. Буюк Келажакович Дангасов:

    Был в подмосковном городе.Сижу возле монумента «Скорбящей матери»,рядом вечный огонь.Проходит стая тинейджеров,из нее отделяются двое и начинают сушить ноги,поднося ступни к огню.Я в шоке,ору на них-мол,вы чего,это же память о героях…Таких бессмысленно-испуганных глаз я не видел никогда….Со скоростью пули потомки победителей в войне бежали от монумента,совершенно не соображая,чего это им запретили ноги посушить…
    …в слеедующий раз они поссать туда захотят и,на волне гипертолерантности,некому будет им возразить.
    Пару лет назад инфа была,что в такой же «Огонь» засунули парня,который проходил мимо и сделал замечание болтающимся рядом бесятам…
    Как бы ни ругали ИАКа,а все-таки его способность открутить яйца,когда это необходимо,дорогого стоит.

    1. Умид Орзуев:

      Вы, батюшка, ещё троль!! И в реале тоже.

  7. Имя *:

    *ещё тот троль

  8. Виктор:

    Найти недостатки, как и достоинства, можно всегда и везде. Россия — не рай, никогда им не была, и маловероятно, что будет. Но вопрос ведь не в этом, вопрос в том, какие недостатки мы готовы принять, а какие не готовы.

    Очень правильно сказал Сергей о языке. Даже здесь, в Ташкенте, где можно родиться, повзрослеть и состариться, так и не выучив узбекского, русская диаспора, это все равно национальное меньшинство.

    Пусть никаких притеснений тут никто с нулевых годов в глаза не видел, все равно ощущение меньшинства никуда не денешь, а это ведь то же самое, что одиночество. Думаю, в первую очередь люди бегут от этого.

    1. Марина:

      Как Вы правы.Все сказали верно.Это самая главная причина.

    2. Марьям:

      Как Вы правы.

  9. AKMAL:

    Уважаемые,послушал Троль Исключён он от хохлов питается или Амеров.-Бог ему судъя. Я учился в классе где узбеков было трое. И на самом деле уехали ВСЕ у кого были кто то из родственников в России. А остолись только пенсионеры а если есть молодой то значит у него нет родственников в России. мой друг у которого не было родственников уехал когда женился на девушке с родственниками в Липецске. Туда много кто едит из Узбекитана. Дело не в Языке это просто не уверенность в будущем. Когда была идеология Советская да Русские Татары и т.д верили в то что брат мир дружба. А после Ферганских событий.В те события и их заказанность я верю. Много кто просто стал боятся. Верю если бы не было бы безработицы мало кто уехалбы.Тут уже чтобы устроится на работу нужны связи а кокие связи у не узбека в узбекистане и не казаха в казакстане.Я думаю максимальная толерантность в киргизии.

  10. Сергей:

    Я родился и вырос в Узбекистане , по национальности Русский , проживал проживаю и буду жить в своей стране на своей Родине! Тут все родное, и я родной, я горжусь что я Узбекистанец, горжусь своей страной своим народом! говорить и рассуждать можно много , но скажу одно тот кто по настоящему любит свою страну и народ свой никогда не покинет ее и не уедет искать лучшей жизни на чужбине…а уехав навсегда человек попадет только на чужбину ,потому что Родина его тут на родной земле! легче всего взять и уехать в поисках лучшей жизни…. но что будет если в трудное время все уедут из страны боясь трудностей ? думаете уехав вы обретете счастье и покой станете богаче, сытнее? После развала СССР было всем трудно, уехали но не все… мы выстояли не побоялись ни каких тягот и трудностей , теперь наша страна выходит на мировые показатели по развитию экономики ! страна стремительно развивается растет благосостояние народа и это видно видна радость в глазах людей ,уверенность в завтрашнем дне! Президент и правительство делает все сейчас для народа создает все условия для работы трудись и государство тебе поможет в твоих начинаниях…и тд и тп можно много еще говорить еще скажу может пусть и громко это звучит для кого то но я Патриот ! патриот своей страны а надо будет не уеду а встану на защиту государства надо будет и умру потому что это Родина моя! Родина это Мама она в у человека в жизни бывает только одна и только раз…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.


Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности