Проблема людей, пораженных проказой, всегда заботила правителей. Не был исключением и Ташкент.
Как правило, неизлечимо больных, поселяли на пустующих пригородных землях, не пригодных к сельскому хозяйству. Несчастных обязывали строить себе жилье. Эти поселения по всей Средней Азии называли одинаково Махау-кишлак (кишлак прокаженных)…
В первой четверти XIX века прошение от прокаженных поступило и кокандскому Мадали-хану. Тот отдал указание Раджабу-кушбеги, тогдашнему «мэру» заняться вопросом, выделить участок, где бы больные не подвергались гонениям и всеобщему презрению.
Вскоре прокаженных со всего города собрали на участке земли за Бешагачскими воротами, за кладбищем и городской стеной, неподалеку от реки Салар. Они с энтузиазмом принялись обустраивать его, проводя арыки, высаживая деревья (преимущественно тал) и клевер. Затем уже были построены и глинобитные хижины.
Так было положено начало поселению под традиционным названием Махау-кишлак. Проживали в нем только местные жители, «чужих» не брали. Приблудных дружно изгоняли и в сопровождении стражи отправляли «на родину».
В таком виде кишлак «достался» и русским в 1865 году.
Прокаженные ташкентского Махау-кишлака не подчинялись общим законам. Они выбирали себе старшину (аксакала), который не имел прав начальника и распорядителя. Он был своего рода наемным слугой, получавший небольшую плату от самих прокаженных (12 рублей в месяц). Считалось, что он посвятил себя этому делу ради спасения собственной души (саваб учун). Жизнь прокаженных была однообразна, никаких развлечений и праздников. Многие потребляли кукнар и забывались, лежа на земле.
Увы, но при тогдашней «науке» в прокаженные записывали и больных витилиго, людей, у которых просто не хватало пигмента кожи. Они, понятно, заражались в лепрозориях…
Никто не заботился об этих страдальцах, вынужденных самостоятельно бороться за жизнь. Женщины, еще сохранившие возможность как-то передвигаться, выходили в базарные дни из кишлака и садились при больших дорогах. Они протягивали чашку, выпрашивая подаяние (садака). Никто в руки им ничего не давал. Брошенные в пыль монеты они ветками подвигали к себе…
Была у прокаженных мечеть, которую они изредка посещали, уже не надеясь на помощь Аллаха. Ссор и драк между ними не наблюдалось, но известен случай всеобщего недовольства.
В 1896 году в кишлак приехал полицеймейстер Н.С. Лыкошин, который по поручению благотворительницы баронессы Врангель должен был раздать прокаженным одежду и некоторые бытовые принадлежности. Но толпа злобно взвыла, требуя сначала наделить их едой…
Немногие русские, побывавшие в Махау-кишлаке, оставили письменные свидетельства о несчастных, называя их «живыми мертвецами». Впечатления были тяжелыми. Желая чем-то помочь, они в 1900 году в Петербурге выпустили в свет специальный сборник «Туркестанский литературный сборник» на деньги российского Красного Креста в пользу прокаженных. Все деньги от продажи книги средства были направлены в Ташкент, на нужды лепрозория.
Судьба Махау-кишлака была решена только при советской власти. Сначала тут разместили кирпичные заводы, а в 1940-ом разбили Комсомольский парк с озером имени И. Сталина. Он и сегодня остается любимым местом отдыха горожан.
Теперь там будет дельфинарий…
Товарищ Назарьян, по моему, карты города тех времен не видел, или не обратил на нее внимания. Кишлак Махау, судя по всему, находился на территории текстильного комбината. Как-то так. Редакция, свяжитесь с автором, поправьте его…
А насколько Салар близок к Камсику не понял!?
Правильно будет кишлак называть «Мохов кишлок»